Профиль

Итоги 2017 года

И вот я снова подвожу свои итоги подходящего к концу 2017 года. Для меня уходящий год был очень насыщенным, он был богат на интересную пусть и тяжелую работу, новые встречи, мысли и впечатления.

Основные итоги традиционно связанны с моей работой. Мне и моим коллегам в рамках Евразийского Аналитического Клуба (ЕАК) с помощью переговоров и экспертных рекомендаций органам власти ряда стран удалось снять некоторые проблемы в функционирования ЕАЭС и ОДКБ. На 2018 год намечена довольно большая программа мер в сфере таможенного регулирования, которые в значительной мере основаны на докладах ЕАК. Были и неудачи. К сожалению, мы не смогли добиться больших прорывов ни в «Московском мирном процессе» по Афганистану, ни значимых достижений в разрядке между Россией и Западом, хотя старались по мере сил и возможностей. Однако для нашей организации год стал скорей позитивным.

В рамках публичных итогов, опять-таки привычно, дам ссылки на несколько наиболее значимых моих статей и публикаций.
Терроризм и террористическая эмиграция в России. Обширное исследование по проблеме терроризма и отъезда террористов в горячие точки.
Логика российской внешней политики. Концептуальная статья о логике российской глобальной внешней политики.
Российская программа нейтрализации «афганской угрозы» странам ОДКБ (коллективное). Очерк российской стратегии на афганском направлении в начале 2017 года.
Серый импорт в Казахстане и Кыргызстане (коллективное). Проблема контрабанды из Китая в страны ЕАЭС.
Сколько стоит война в Сирии? Политэкономический аспект сирийского конфликта.
Большая игра на Ближнем Востоке для России и СНГ. Обосновываю тезис о качественном росте влияния России в мире по итогам сирийского конфликта.
Эволюция террора. Короткая газетная статья, где я проговариваю основные мои прогнозы о развитии международного терроризма.
В общей сложности, у меня вышло не менее нескольких сотен интервью и комментариев в различных СМИ, а также минимум 3 публикации в научной периодике и сборниках, которых нет в сети.

В сфере хобби – продолжаю писать очерки к земной биографии Христа (тэг ОПК), но работа в этом году шла медленно, так как я подошел к весьма сложному этапу. Приходится штудировать много вне евангельских источников, много работать с Мишной и Талмудом, современными научными исследованиями.
Пока не оставил о свой досуг, связанный с ролевым играми. Правда, я покинул клуб, где провел уже более 5 лет, а вожу отдельно для «избранного круга». Такой формат явно более интересен и удобен для меня в настоящий момент.

В целом, прошедший год не могу назвать совсем плохим для себя. Несмотря на ряд личных потерь, он все же принес мне ряд достижений и радостных моментов, за которые нельзя не поблагодарить Всевышнего.
Я очень надеюсь, что наступающий 2018-й будет не хуже, а только лучше и легче для всех нас.
Профиль

Иисус из Назарета-16: Иисус перед судом Синедриона

Глава писалась очень долго из-за необходимости изучить большой объем источников по иудейскому процессуальному праву. В итоге материал о суде и приговоре предстоит разбить на три главы: суд Синедриона, суд Пилата, правовая квалификация учения Христа с точки зрения ветхозаветного иудаизма. Большое спасибо за поддержку и обсуждения при написании этих глав моим друзьям, особенно Евгению.
Судебный процесс над Иисусом, и иудейский, и римский – довольно запутанная тема. С современной точки зрения, основанной на идее «монополии на насилие», Пилат, к которому привели избитого Иисуса должен был бы приказать арестовать членов Синедриона за похищение человека. А затем отправить подсудимого врачу и возбудить сразу несколько уголовных дел против практически всех фигурантов процесса, включая слуг первосвященника и апостола Петра за драку в общественном месте и нанесение травм разной тяжести…

Однако реальные нормы права Израиля I века отличались от современных и некоторой процессуальной простотой, и политической запутанностью. В Иерусалиме, оккупированном римскими войсками сосуществовали две системы права: иудейское, основанного на Торе и представленное властью Синедриона, и римское, которое олицетворял префект Понтий Пилат, фактический наместник и высшая римская власть в регионе. Кроме того, в сопредельных вассальных царствах Рима действовала еще власть местных тетрархов, причем компетенции всех этих лиц и институтов тесно переплетались особенно в случае такого политически важно дела, как процесс над Иисусом Христом.
Попытаемся рассматривать события в хронологическом порядке.
Collapse )
Профиль

«Монах и бес» (разбор фильма)

Придти соблазнам надобно, но погибать от них нет необходимости.
Иоанн Златоуст

-Мудрость. Состояние ума такое. Специ­фи­че­­с­кое. Испытывал, владыка?
-Нет. Бог миловал.
-А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую
жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!
«Монах и бес»

В этот раз хотел бы поговорить о блестящем отечественном фильме «Монах и бес» (реж. Н. Досталь, 2016). Несмотря на популярность в сети и отзывы зрителей он не вызвал фурора ни в СМИ, ни среди кинокритиков, насколько могу судить. Между тем, посмотрев, я оцениваю фильм Досталя очень высоко, и с чисто художественной точки зрения, и как произведение на христианские темы для широкой аудитории.
В фильм есть элементы, которые характерны для артхауса, но, пожалуй, они вовсе не портят повествование и не мешают просмотру.
Далее спойлеры. Фильм очень рекомендую посмотреть перед прочтением.

Collapse )
Профиль

Дело о перестрелке

Я редко пишу отчеты о ролевых играх, но недавний детективный сюжет в американских реалиях закончился для персонажей весьма запутанным уголовным делом, которое захотелось описать с точки зрения следствия.
Пишу во многом для уже игравших у меня игроков.
Тех, кто планирует у меня играть по сюжету «Американские игры», текст под катом прошу не читать. Остальным – вкусное описание дела с точки зрения властей и суда.
Итак, место действия – США, крупный промышленный город (скорей Нью-Йорк), 2008 год.Collapse )
Профиль

О Матильде и Николае

Уже третью неделю тема "Матильды" не хочет исчезать у меня из ленты. В связи с этим не удержусь и конспективно выскажусь по теме.

1)Монархизм и особый пиетет к царской власти в России - никак не соотносятся с православием. Я слышал от некоторых верующих, что они "чтят царя" Николая II. Но гораздо больше православных, которые чтят иных выдающихся государственных деятелей - В. И. Ленина и И. В. Сталина. Это вопрос политический убеждений, который никак не связан с верой и не регламентируется церковью.
2)Без учета отношения к святости Николая и его семьи, в обсуждении его жизни до отречения и, тем более восшествия на престол, - нет ничего оскорбительного для верующих.
Официальная позиция церкви: до момента отречения оснований для канонизации в биографиях царской четы НЕТ. Канонизация определяется жизнью после ареста, обстоятельствами и частично самим актом отречения, как отказа от политической борьбы.
3)Биографии святых всегда рассматриваются во всей полноте, включая жизнь до обретения святости. Дурные поступки, включая участие в гонениях на церковь, - не замалчиваются. Примером чему - апостол Павел. Вообще мне не очень понятно, как можно "оскорбляться" фильмом "Матильда", а потом читать Деяния апостолов - и не оскорбляться.
4)Существует масса работ церковных авторов, которые дают негативные оценки жизни царской семьи до революции и даже ставят под сомнение православную религиозность самого Николая II в тот период жизни.
5)Идея коллективного покаяния перед царской семьей - ересь, осуждаемая церковью. Причем, ИМХО, ересь безграмотная с точки зрения богословия.

Ничего про художественные достоинства фильма Учителя и про его политическую позицию сказать не могу. По отзывам представителей церкви, бывших на предпоказе, - фильм снят с большой симпатией к Николаю II, показывает его как сильного и преданного долгу человека.
Да, вопрос о канонизации царское семьи в церковной среде, среди мирян и духовенства, до сих пор является спорным. Но это отдельная тема.

Профиль

Иисус из Назарета (все части)

Тексты глав "Иисуса из Назарета" нужно, наконец, систематизировать в рамках одной страницы. Писалось на протяжение очень многиз лет, поэтом сам не всегда помню, что и где.
Полный на текущий момент список, который будет дополняться по мере написания. Тексты по ссылкам могут исправляться и дополняться по мере появления мыслей и фактов. В первых 5 главах отсутствует нормальный ссылочный аппарат в части научной литературы, но дальше недостаток стараюсь исправлять. Все тексты даются без глубокой переработки и синхронизации, изначальная версия может лишь технически дополняться уточнениями и дополнительными фактами.

Раздел 1. Здесь анализируются вопросы хронологии и конкретных обстоятельств личной и общественной жизни Иисуса.
Часть 1. Семья и происхождение Иисуса, а также характер взаимоотношений между членами семьи.
Часть 2. Быт Иисуса: характер, внешность, работа, социально-культурные и географические условия жизни.
Часть 3. Неизвестные страницы жизни Иисуса: поездка в Египет, возможный брак, отношение к иноплеменникам.
Интерлюдия 1. Был ли Иисус женат?
Часть 4. Религиозные убеждения Иисуса: пророчество Исайи, наступление Царства и роль в нем еврейского народа.
Часть 5. Крещение и его обстоятельства.
Часть 6. Хронология жизни Иисуса до начала Служения.
Интерлюдия 2. Как выглядел Иисус?
Часть 7. События первого года Служения и первый визит в Иерусалим.
Часть 8. Служение в Галилее.
Интерлюдия 3. Иоанн Креститель.
Часть 9. Хронология Служения в 30-32 гг и проблема датировки праздников, упоминающихся в евангелиях.
Часть 10. Заиорданский период Служения, создание сети церковных организаций.
Часть 11. Враги и друзья. Состав ранней Церкви, ее противники и причины конфликта.
Часть 12. Небольшое отступление о значении воскресенья Лазаря в ранней Церкви и его связи с притчей об умершем богаче.
Часть 13. Хронология событий последнего приезда Иисуса Христа в Иерусалим перед Распятием.
Часть 14. Реконструкция событий Тайной вечери.
Часть 15. Предательство Иуды и его причины.
Часть 16. Иисус перед судом Синедриона.
Часть 17. Суд Пилата.

Часть 18. В чем причина казни?
Часть 19. Крест.

Раздел 2. Вопросы религиозного учения Иисуса по различным темам.
Часть 1. Христианская эсхатология - ключевой момент в оценке учения Иисуса.
Часть 2. Учение о грехе и святости, анализ заповедей.
Часть 3. "Национальный вопрос": взаимоотношения иудеев и язычников глазами христианства.
Часть 4. Самоценка Иисуса с точки зрения эсхатологии.
Часть 5. Чудеса Иисуса и их место в богословии раннего христианства.


Приложение 1. Библейский взгляд на смерть. Длинный и сложный текст исследования об эволюции взглядов на смерть в Библии и том, в чем принципиально отличаются взгляды христианства от классического иудаизма.
Приложение 2. Ссылки россыпью на различные библейские темы. Преимщуественно это популяризация некоторых культурно-религиозных моментов, полемические заметки или "прикладное богословие".

Профиль

Заметки на полях "Иисуса из Назарета"(15): предательство Иуды

Этот очерк был очень тяжелым для меня, и в силу сложности реконструкции исторических событий, и в сили личных причин, которые перекликаются с его темой. В силу некоторых обстоятельств у меня были сомнения, что я закончу его с теми же убеждениями, с какими начал. Рад, что эту работу я завершил и предлагаю на суд читателей.
3 апреля 33 года вечером в Гефсиманском саду Иисус из Назарета был захвачен группой воинов и рабов храмовых священников, которые отвели его на суд Синедриона. Однако, кроме явных противников, в этих событиях сыграл свою роль один из его ближайших учеников – Иуда Искариот, который привел с собой отряд и указал им на Иисуса. Предательство Иуды, вошедшее в поговорку, немаловажная тайна евангельского рассказа, на которой мы здесь остановимся.

Об Искариоте лично, как о многих апостолах, кроме наиболее заметных лиц, мы знаем очень немного из кратких упоминаний на страницах евангелий.Collapse )
Профиль

Зачем нужны попаданцы?

В этом очерке я хочу попытаться разобраться в роли и смысле такого литературного приема, как «попаданчество», который вызывает либо нездоровый ажиотаж, либо не более здоровую абсолютную ненависть. Работа не содержит полного перечня произведений данного типа, позволяет, на мой взгляд, проследить наиболее важные моменты.
Для начала прием с внезапным порой сверхъестественным перемещением героя из обыденной реальности в новые необычные условия – очень давно прописался в культуре всех стран. Думаю, таких «попаданцев в магические миры», как Садко, Синдбад и Лермонт, мы все помним с детства. Фактором, провоцирующим «попаданчества», могли выступать и путешествия главных героев, которые заносили их в незнакомые земли, и козни сверхъестественных созданий. Так или иначе – но герои классических сказок попадали и нам на радость приключались, проявляя сметку, храбрость и силу в преодолении необычных трудностей.
Та же тема благополучно перекочевала в литературу новейшего времени, от «Таинственного острова» Верна до «детей попаданцев» из «Питера Пэна», цикла «Нарния» и «Мио, мой Мио» - где момент попаданчества присутствует в полный рост.
Такой «попаданческий» сюжет, где центром действия является герой-протагонист в необычных для себя условиях, использовал и, например, Дефо в «Робинзоне Крузо». В школе нам всем рассказывали про глубокое гуманистическое значение сюжета о герое-одиночке, который, используя современные знания и личные таланты, превозмогает и побеждает… Так что не будем повторяться.
В принципе, любой попаданческий сюжет вольно или невольно использует основные черты Робинзониады:
Collapse )
Профиль

Литература и служение

Когда порой готов я сдаться,
И рядом нету никого,
Во мне рокочет Государство
Железным голосом его.

Александр Городницкий «Левитан»

Последнее время я стал регулярно сталкиваться в сети с забавными переосмыслениями «Трех мушкетеров» Дюма, авторы которых довольно активно докапываются до Д’Артаньяна и Ко. Речь о довольно банальном моменте с точки зрения истории и логики фактов: герои романа – выступают вопреки интересам своей страны, помогают Англии, активно противодействуют такому выдающемуся строителю французского государства как кардинал дер Ришелье. Апофеозом их деятельности резонно называют кульминационный эпизод произведения - казнь миледи Винтер, на минутку агента французской разведки, которая успешно провела ликвидацию Бэкингема, начавшего войну с Францией. И кто тут после этого положительный персонаж?
Эти мотивы присутствуют в массе текстов от полуироничных интернет-постов до профессиональных статей. В связи с этой тенденцией уже начали появляться контрпосты на тему того, что миледи в романе не такая уж няшка, а вместе с этим целые полемические форумы про ту же многострадальную миледи. В случае с Винтер-де Ляфер сказывается, конечно, и гипноз профессии (она шпионка, а эта служба современным сознанием романтизируется и идеализируется), и сам образ роковой женщины, на которую многие читательницы очень хотели бы быть похожими.
Но здесь есть вторая немаловажная часть. Уже не общественный «культ» разведки, а – «культ» государства. «Кардинал Ришелье в средневековой Франции занят сталинизмом — ведёт деятельность внешней разведки, контрразведки, реформирует государство, душит оппозицию, посылает посольство в Россию, воюет с родовой аристократией (то есть репрессирует Цвет Нации) и занимается прочими никому не интересными и скучными вещами, которые должны позднее сделать Францию сверхдержавой того времени» - пишет один из упомянутых выше авторов.
И, в общем-то, он правы, если не цепляться к слову «сталинизм», которое до сих пор некоторые воспринимают в сугубо негативном ключе.
Collapse )