Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Профиль

Евреи в советской армии и КГБ

Г. Гонтмахер «Субъективные заметки офицера запаса (евреи в советской армии)».

Судя по тому, что я знаю о теме – совершенно верное описание положения этнических евреев в советской армии эпохи застоя.

«…На разных уровнях антисемитизм проявляется по-разному. Солдат-еврей был дисциплинирован, но физически зачастую значительно отставал от своих сверстников. Как правило, это горожанин из семьи преподавателей, технической интеллигенции, юноша со средним или незаконченным высшим образованием. Таких зачисляли в актив, назначали агитаторами, редакторами стенгазет и боевых листков, избирали комсоргами, а то и секретарями ротных комсомольских организаций. Должности эти привилегий не давали, зависть у сослуживцев не вызывали. А если еврею не завидуют, то зачастую забывают, что он еврей. В частях, где была нормально налажена служба и боевая учеба, представителям всех национальностей трудностей доставалось поровну. Но не дай Б-г, если еврей — солдат или сержант — назначался писарем, завскладом, хлеборезом, поваром. Это всегда было поводом для упреков: умеют же устраиваться эти «рабиновичи»! Причем скажут об этом не в глаза, потому что от еврея «при должности» можно извлечь пользу. И если еврей в подобном качестве будет даже единственным представителем своей нации в части, разговоры о хитрых, изворотливых жидах, занимающих «теплые местечки», исподволь будут насаждаться, проникать в сознание личного состава.

Я не припоминаю случая, чтобы офицер-еврей, будь он в подразделении или при штабе, взял бы к себе в непосредственное подчинение солдата или сержанта — еврея. Боялись дать повод для разговоров о еврейском «взаимовытягивании».

Евреи всегда с симпатией относились друг к другу, соблюдая, однако, известный издавна принцип: больше трех не собираться. В армии это не было проблемой. Евреев вместе старались не собирать.

В первые годы офицерской службы я долгое время не замечал какого-либо предвзятого отношения к евреям вообще и к себе в частности. Взводные — евреи, русские, армяне, татары сидели в одном окопе на учениях, жили в одном офицерском общежитии, были одинаково обеспечены вещевым и денежным довольствием и одинаково бесправны перед старшими начальниками. Но дальнейшая служба дала понять, что главное преимущество есть у тех, у кого «пятая графа» не была подпорчена нелояльным словом «еврей».

Моим друзьям,— я без тени сомнения называю их друзьями,— отдавалось предпочтение при направлении на учебу, при выдвижении на вышестоящую должность, при отборе кандидатов для прохождения службы за границей. Сначала я воспринимал это как везение. Но шло время, и я разглядел четко и жестко действовавшую систему отношений к офицерам разных национальностей. Забегая вперед, скажу, что лишь через много лет мне разъяснили положение о процентной квоте на представителей той или иной национальности, которую необходимо было соблюдать при назначении на командные или политические должности. Евреев, например, охотнее всего допускали на инженерно-технические должности, культпросветработниками, замполитами подразделений, преподавателями. Их продвигали на вышестоящие должности до известных пределов. Даже прошедшие войну и сумевшие в первые послевоенные годы получить высшее военное образование редко поднимались выше полковничьего звания. За 34 года календарной службы я не встретил ни одного генерала-еврея. Наверное, просто не повезло.

Существовала и, думаю, существует по сей день своеобразная черта оседлости, за которую евреям вход был запрещен. Это очная учеба в высших военных учебных заведениях, это допуск к определенной категории документов и техники. Ты мог служить примером, получать благодарности и ценные подарки, но годами «сидеть» на одной должности, в одном гарнизоне или, в крайнем случае двигаться по горизонтали. Впрочем, иногда и по вертикали, но в пределах черты».

 

В качестве бонуса: очерк положения советских евреев в КГБ.

Профиль

"У нас секса нет..."

Два свидетельства о сексуальных нравах в общежитиях эпохи застоя.

 

И. С. Кон приводит следующий рассказ: «Совершенно бесправны были рабочие и студенты, жившие в общежитиях, то есть большая часть молодежи. Администрация строго следила за половой сегрегацией. В начале 1980-х гг. в Уссурийске мне показывали девятиэтажное общежитие местного пединститута и рассказывали, что туда пробираются всеми способами курсанты соседнего военного училища; один юноша, рискуя жизнью, залез на последний этаж по ветхой водосточной трубе, "но теперь мы поставили охрану". Когда я сказал, что этот парень, возможно, заслуживает больше уважения, чем Ромео, и что проще всего было бы открыть двери, проректор принял это за шутку».

 

А вот свидетельство одного из моих френдов: «Еще вспоминается посещение женского общежития в подмосковном Подольске (моя подруга меня туда затащила, чтобы пообщаться с какой-то ее подружкой). На входе у меня взяли паспорт. Ближе к ночи я говорю "надо бы вахтера предупредить, что я тут ночую. Местные говорят - не надо, и так сойдет. Но все же по моей просьбе сопроводили меня к вахтерше. А вахтерша не поняла с чего это я к ней подошел. Говорит "Если ты за свой паспорт волнуешься - зря, у нас ничего такого не пропадало", и открывает ящик стола - а там этих паспортов изрядное количество».

 

Можно предположить, что ситуация в значительной мере определялась позицией местной администрации, а не неким общим курсом. Где-то считали, что нужно держать и не пускать, где-то - мыслили более здраво и просто.

Профиль

Жизнь студентов духовной академии конца 19 века

http://mozg.by/content/universitety-18-19-veka-byla-li-polza

«Врач Московской духовной академии В. Мицкий в 1893 г.писал: «Теснота жилых академических помещений, дурной воздух, пропитанный испарениями одежд, белья, отсутствие правильной вентиляции, холодные коридоры и постоянные в них сквозные ветры, вода, содержащая в себе много извести, и, по-видимому, различные серные соединения, а вследствие этого ненормальность пищи, на такой воде изготовленной, все это вместе взятое очень располагает студентов к заболеваниям органов дыхания, пищеварения, кровообращения».

С болезнями дыхательных органов, желудочно-кишечного тракта, ревматизмом, невралгией, чахоткой в больнице Московской духовной академии ежегодно находилось от 47 до 83 человек. Нередко излечение так и не происходило, и семье не оставалось ничего другого, кроме как оплакивать кончину «бедного студента».

Тем, кому общежитие не досталось, приходилось еще хуже. Квартиры, в которые обычно селились студенты, были, естественно, самыми дешевыми, а значит, плохо отапливаемые, со вшами, тараканами и клопами, на окраине города. Так как жили группами по 5-6 человек, нередко наблюдалась своеобразная дедовщина – старшие отбирали у младших деньги, заставляли себе прислуживать. Но один положительный эффект проживания на частных квартирах все-таки был – это свобода от семинарского режима. Однако такая свобода далеко не всегда шла во благо. Митрополит Евлогий вспоминает: «Наша вольная жизнь вне стен давала немало поводов для проявления нашей распущенности… Была в нас и просто дикость. Проявлялась она в непримиримой вражде к гимназистам и к ученикам Белевского технического училища… Ежедневно враждебное чувство находило исход в буйных столкновениях на мосту. Мы запасались камнями, палками, те тоже, и обе стороны нещадно избивали друг друга».

В этой связи интересно и то, что основную массу поступающих в семинарию составляли дети деревенских священников, тихие и богобоязненные мальчики, которые до этого ничего, кроме сельского прихода и не видели вовсе. Однако несколько лет пребывания в условиях учебного заведения того времени меняли их до неузнаваемости. Выпивка, курение, а также драки и хулиганство – вот за какими занятиями проводила время «золотая молодежь». Была распространена и игра в карты на деньги, причем не только в свободное время, но и прямо на уроках.

Посещение столовой студентов тоже не радовало – однообразная пища, воровство еды кухонным персоналом, да в таких масштабах, что семинаристы были вынуждены посменно караулить припасы. Постоянный недостаток еды, плохие бытовые условия приводили к высокой заболеваемости – расстройство желудка, цинга, чахотка, ангина – все эти болезни были обычными спутниками как студентов церковных, так и светских учебных заведений».

Профиль

Ни дня без советских евреев

В связи с очередным обсуждение в Рухистори проблем евреев в СССР выложу кое-какие тематические ссылки. По ссылки много интересной информации.

Резолюция о признании сионизма формой расизма, принятая по инициативе СССР и ее отмена.

Моя старая подборка на «еврейскую тему».

 

А вот некоторые цифры для нашего праздника. Чтобы проверить гипотезу о дискриминации евреев при приеме в вузы, приведем два статистических ряда: доля евреев с высшим образованием (все СССР), доля студентов-евреев среди общей массы этноса и евреев среди студентов (для РСФСР). Источник статистическая подборка опубликованная на сайте доктора Вячеслава Константинова (Израиль).

 

Доля с высшим образованием

Доля евреев среди студентов

Доля студентов среди этноса

1939

8,5

8,4

4,9

1959

21,8

3,4

5,4

1970

28,2

2,2

6,7

1979

36,6

0,9

4

1989

43,3

0,6

3

Как мы видим, доля имеющих высшее образование среди евреев, живущих в СССР, постоянно росла. С другой стороны доля евреев среди студентов, постоянно снижается, но это скорей всего объяснимо ростом общей студенческой массы, опережающей воспроизводство этнических евреев.

Самым интересным фактом представляется динамика роста доля студентов среди общей еврейской массы. Пик – приходится на 1970-й год, а затем идет снижение, которое можно связать с идеологической реакцией на события 1968 года (разрыв отношений с Израилем и ускорение эмиграции).

Представляется, что эти цифры подтверждают по крайней мер факт роста антисемитизма в Союзе в 1970-е. С другой стороны, во второй половине 1980-х на том же мехмате полностью исчезла практика дискриминации при поступлении. В таком случае, почему продолжала падать доля евреев учащихся в вузах?

Профиль

Дискриминация русских в Башкирии

Мне прислали любопытные материалы, касающиеся дискриминации русских при поступлении в башкирские вузы. В обоих источниках приведена масса цифр, указывающая на то, что с начала 1990-х местное руководство ведет националистическую политику по заполнению национальной элиты этническими башкирами из сельской местности.

При этом по данным переписи 2002 года русские являются первой по численности национальностью в республике и составляют 36,3% населения.

Судя по письму, «караул устал», и в наступающем учебном году можно ждать акции протеста.

 

Обращение родителей русских абитуриентов 2008 года:

««Инородцами», «чужаками», «нетитульными» здесь считают всех, кто не является выходцем из исконно-башкирского района. Особым инструментом «башкиризации» университетов является так называемый «целевой» набор студентов, согласно секретным квотам, разработанным в недрах Башкирской власти. Целевой отбор позволяет выпускнику сельской школы без конкурса и с формальными экзаменами поступить в самые престижные вузы Уфы и других городов РБ…

Нам, соблюдая все меры предосторожности, удалось найти данные по 4 самым престижным вузам Уфы – БашГосуниверситету, ПедУниверситету, Авиационному и Нефтяному техническому университетам. Обобщив эти данные, мы были шокированы: славянские фамилии среди поступивших в гуманитарные вузы, попадаются одна на 10-20 «неславянских»…

Подвергнув их простому количественному анализу, сравнив с данными статистики (среди нас есть и кандидаты, и доктора наук), мы пришли вот к каким цифрам. Школьник из «башкирского» по составу района имеет в 2,5-3 раза больше шансов поступить по целевому отбору вне конкурса, чем его сверстник из «русского» или «татарского» района, то есть района, где большинство населения составляют представители той или иной нации.
Особенно ему «везёт», если он выходец из Зауралья и Юга РБ: Хайбуллинский район – 21 целевая путёвка, Баймакский — 19 путёвок, Зианчуринский – 20 путёвок, Кугарчинский — 17 путёвок в 4 лучших вуза Башкирии. Самое интересное, что, например, для выходцев из районов, связанных с Премьер-Министром РБ Раилем Сарбаевым, в башкирских вузах мест заготовлено даже больше, чем кугарчинцам-землякам Муртазы Губайдулловича Рахимова».

 

«Не все так хорошо, как говорят витии»:  

«Доктор социологических наук М. Дж. Киекбаев отмечает: «Башкирская элита строится преимущественно по социальному принципу: ее основу составляют функционеры-выдвиженцы из сельской местности. Главная цель башкирской политической элиты – достижение власти путем всесторонней мобилизации этничности среды башкирского населения. При этом попутно ею решается и другая задача – максимальное продвижение своих членов по ступеням государственной иерархии, получении рабочих мест с наибольшим полезным эффектом. Результатом этой деятельности является ощутимый рост в последние годы доли башкир в аппарате министерств республики». Подбор кадров производится по принципу лояльности вышестоящему руководству, большую роль играют земляческие, родственные и личные связи. Если в элите 1986 года башкиры составляли 44,7 %, то в руководстве 1990-1991 годов достигают уровня 50 %, а в 1995 и 1999 годах контролируют уже 55,6 % и 56,6 % состава соответственно. Происходит «нацификация» управления: в р еспублике сложилась ситуация, когда представители титульной национальности назначаются формальными руководителями-директорами, заведующими, – а «реальную» работу за них «тянут» заместители из числа русских или татар».

Профиль

Воспоминания советского специалиста об Афганистане

http://ivangogh.livejournal.com/684340.html
Вячеслав Найдыш до последнего времени не распространялся о подробностях того, как несколько лет в начале 80-х был в командировке в Афганистане. Не по военной, конечно, линии, хотя и с "интернациональным долгом" - преподавателем общественных наук в Кабульском университете.  Рассказывает он по прежнему неохотно, но в последние годы хотя бы рассказывает. Но не он сам говорит уже, а возраст.
- Над Кабулом в течение дня постоянно висело несколько наших вертолетов. Этот треск - от него совершенно некуда было деться - до сих пор в ушах. Не знаю, зачем им все это было надо, но на местное население производило впечатление. Это же Восток - здесь уважают силу, а Советский Союз был для них, конечно, силой, к окторой можно было как-то прильнут. Каким-то гарантом стабильности.
Помню, однажды нас,преподавателей университета, пригласил к себе какой-то местный авторитет. Шикарная вилла, отличный прием, стол - ни к чему не придерешься. И вот сидит этот бей и ноет - зачем вы к нам пришли? что вам нужно? при вас ни то нельзя, ни это... Но в конце концов, признался, что Союз давал хоть какие-то гарантии стабильности. Чтобы можно было жить и не трястись, что завтра будет очередной переворот, повторявшиеся чуть ли не каждые 10 лет, с массовой резней стороников старого режима. Стабильность ценят там, где она редкий гость...
- ...делать в Кабуле на досуге нам, преподавателям, было абсолютно нечего, и мы в основном глушили в свободное время конъячок, ну и говорили обо всем... в том числе и о мировом положении. Помню, как-то сошлись на том, что уходить нам из Афганистана никак нельзя. Уйдем - и Союз развалится. Был это 1984-й год... То, что мы оттуда ушли - это огромная ошибка, даже преступление. К 84-85 году Наджибулла сидел крепко. Более того, он уже создал более-менее боеспособную армию, так что афганцы воевали сами с собой. Кабульсакая интеллигенция была повально за русских. Они ведь там крайне негативно относились к фундаменталистам, в Афганистане была длительная традиция этой самой впоне светской интеллигенции, и власть к ней прислушивалась...
- В отличие от остальных, я остался в Афганистане на еще один срок. Некоторые трусили - периодами действительно было страшно. Помню, с утра прибегает како-то коллега к нам в общежитие, и говорит - дескать всех преподавателей, которые были в университете, вывели во двор и расстреляли... Ну, я собрался, пошел в университет... Прихожу - гляжу все в порядке. Занятия идут, никого не убивали... Вот так нервишки-то у людей шалили. И это в Кабуле, где в общем-то было спокойно...
- Когда я уезжал, позволю себе похвастаться, меня провожали на аэродроме все студенты, которых я учил. Плакали, просили остаться... Могу сказать, не всех так провожали, как меня...

От 

roman_n 

 

Профиль

Марш Несогласных за "новую хронологию"

В случае победы несогласных "новую хронологию" Фоменко-Носовского будут преподавать в школах.

Г. К. Каспаров о Новой Хронологии (интервью):
http://www.kp.ru/daily/22665/13126/

- Правда, что Христа казнили в Константинополе и что именно в сегодняшнем Стамбуле следует искать гору Голгофу?
- По поводу Иисуса и всего с ним связанного советую повнимательнее перечитать «Мастера и Маргариту» Булгакова. Как известно, великая литература может содержать массу откровений. Чалма на голове у Иешуа, два километра, отделяющие городскую крепостную стену от Голгофы... Похоже на Иерусалим? По-моему, мало. Но наиболее интересное - фраза Маргариты: «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много?»
- Что сие значит?
- Двенадцать тысяч лун - меньше девятисот лет. То есть середина XI века. …

Словом, вопросы у меня возникали давно, но я не решался задавать их вслух, пока в 1996 году не прочел книгу Анатолия Фоменко «Империя». Тогда я впервые подверг сомнению всю официальную хронологию.

 

Э. Лимонов (Савенко):

http://limonka.nbp-info.com/174/174_12_01.htm

Никаких алгебр, тригонометрии, математик, физик, и других отвлечённых никогда непригождающихся дисциплин преподавать детям не будем. …

В программе будут следующие дисциплины:

История: с учётом "Новой хронологии" Фоменко/ Носовского и открытий Льва Гумилёва. Должны быть разработаны учебники.


Действительно, зачем детям математика? Пусть лучше изучают фантазии Фоменко. 

И еще одно прекрасное высказывание Гарри Кимовича: «Я размажу по стенке любого историка в любых дебатах просто потому, что знаю больше их» («Новое время», 1999. № 41, С. 32).

Полагаю, что господа Каспаров и Лимонов, как честные люди, КОПКВ женятся, введут преподавание Новой Хронологии Фоменко в школах.

 

Вообще поразительно, какие фрики и прочие неадекватные люди рвутся к власти, и при этом умудряются находить себе сторонников.

Народ, встретите "несогласных", спросите, сколько все-таки было Иванов Грозных – четверо или пятеро? И когда они наконец возьмутся за исправление школьных программ?

Профиль

Ставрополь (видимо, окончание)

Об этом что-то никто в моей ленте не сообщает, уже несколько дней. Процитирую сам.

http://www.newizv.ru/lenta/70685/
«Камеры видеонаблюдения зафиксировали предполагаемых убийц студентов, – рассказала «Новым Известиям» пресс-секретарь прокуратуры Ставропольского края Татьяна Евтушенко. – На основе этих записей был составлен фоторобот». 

http://www.kp.ru/online/news/28094/
Вчера взяли под стражу подозреваемого в убийстве ставропольских студентов Чадина и Блахина. Напомним, ребят убили в ночь на 3 июня. А незадолго до этого, 24 мая, в драке у ночного клуба в Ставрополе был убит чеченский студент. В народе заговорили: русских из мести зарезали кавказцы…
Поэтому заявление прокуратуры Ставропольского края прозвучало очень неожиданно. По мнению следователей, к убийству Чадина и Блахина причастен 20-летний ставрополец Андрей Кейлин. Кейлин работал электромонтером. В Ставрополь приехал из Черкесска. Беглого взгляда достаточно, чтобы понять: парень похож на фоторобот, который был составлен сразу после убийства.  

20-летнего Андрея Кейлина подозревают в убийстве ставропольских студентов
Фоторобот подозреваемого. Иллюстрация с сайта stavkray.ru

А сколькие на этот фоторобот фыркали?.. Шумели. что на киноактера похож?..
Теперь, я думаю, уже финал. Запись - сильная улика.

С интересом жду реакции тех, кто писал об "убийстве чеченцами русских парней".

Профиль

Критика чистого национализма

Долго не решался выкладывать в ЖЖ.

В принципе, у меня уже накопилась масса претензий к националистическому движению. Шуму много, толковых дел – мало. Плюс бесконечные попытки оправдать бритоголовых бандитов, плюс участившиеся этнические наезды (пока словесные). А тут, наконец, прочел резолюцию «митинга на Добрынинской» по проблемам студентов. Кто это писал? Что это за тяга к политическому самоубийству?

Уже давно я предостерегал, что из-за отсутствия экономистов и социологов у русских националистов они не могут предложить никакую позитивную программу, а поэтому еще долго будут нервно курить на обочине и удивляться скромности своих политических успехов.

В этот раз ребята, видимо, решили рискнуть и в пожарном порядке наваять несколько тезисов «в защиту русских студентов», опираясь на национальное чувство. Естественно, это не метод – а черт знает что. И кончается – черт знает чем. Разберу по пунктам.

Конечно, понимаю, что меня теперь съедят, а при виде ДПНИ надо не думать, закрывать глаза на глупости и лить непрерывные слезы умиления. Но мне лично, кажется, что правильнее все-таки говорить правду. Понимаю, что сторонники и члены ДПНИ меня сейчас резко возненавидят, но, право слово, ничего хорошего я сказать не могу. Выражусь очень мягко: и подготовка митинга и резолюция крайне не удачны.

 

Для начала сам призыв на митинг содержит ссылку на поножовщину на Лиственничной аллее, видимо, чтобы подтвердить разгул кавказского криминала. Однако никакого отношения к студентам инцидент не имеет, он только произошел около общежития Тимирязевской академии, но нападавшие с ним никак не связаны. Создается впечатление, что у ДПНИ просто нет никаких реальных фактов «криминала в общежитиях», а имеет место попытка нагнетать страсти вокруг подвернувшегося под руку эпизода, хотя с заявленной темой митинга он никак не связан.

Впрочем, перейдем к конкретике: обращению в Минобраз. Судя по написанному, авторы этого текста очень плохо ориентируются и в проблемах высшего образования, и в московской студенческой жизни.

 

Они требуют:

«Отменить внеконкурсные льготные места в ВУЗах для абитуриентов из Чеченской республики, т.к. в Чечне закончена контртеррорестическая операция и по сообщениям Правительства налажена Нормальная жизнь» - пишут неизвестные аватары.

 

Collapse )

 

При всем при этом на Добрынинском «сходе» не была поднята ни одна важная проблема современного высшего образования: ЕГЭ, финансирование, ремонт и строительство новых общежитий, постоянно растущий спрос и необходимость новых мест в вузах. Проблемы преподавания и преподавателей, в конце концов.

Не могу поверить, что националисты совершенно не догадываются об этих проблемах, однако упорно стремятся свести все проблемы к национальному вопросу, что неразумно и непродуктивно. До тех пор пока будет сохраняться подобный подход националистическое движение останется тусовкой, субкультурой, а не силой, которая может на что-то влиять и имеет на это право.

Профиль

Про подрывников

ТВЦ объявило, что "до 4 курса доходят далеко не все студенты, большинство еще на втором курсе уходят в бесконечные академотпуска". Братцы, может, у вас на факультетах журналистики так и заведено, но мы технари дошли до 5 курса с минимальными потерями. Большинство - в результате переводов.
Если серьезно, меня зело смутила реплика, что "их соседи почти не знали", "ни с кем не общались". А что скажут обо мне, если что случится? Не в смысле посадят, а просто - мало ли что. Наверное, что "тихий был, вежливый, но ни с кем близко не сходился...". Что поделаешь: у меня большинство знакомств вне двора. 
Наверное, об этом иногда надо задумываться: что вы унесем с собой, что останется после нас.