Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Профиль

"На почитать": попаданцы

Моя коллекция книжек о "попаданцах" и альтернативной истории пополнилась парой обновлений.

"Я меч, я пламя!" Василия Кононюка. Действие разворачивается в 1930-е гг. в СССР, дефективная девушка внезапно обретает новую личность и энциклопедические знания о будущем. И, засучив рукава, пытается предотвратить катастрофу 1941-го. В сюжете есть доля боевых эпизодов, бытовых линий и уместного юмора. Характеры и образы скорей достоверны, хотя из одного из наркомов автор-таки сделал гротескного злодея (Не спойлю!).
Читается легко. По уровню, увы, не Буркатовский (у того вышла настоящая Проза об исторических испытаниях для разных поколений). Здесь скорей легко читающиеся приключения в историческом антураже. У Кононюка - не самое плохое знание военной истории и истории техники. Общая эрудиция вроде присутствует. Когда пишет о политике, в большинстве - не ленится лазать в книжки и дает сравнительно разумное объяснение политических процессов. Ляпы, к сожалению, есть, но куда же без них.
Да, это книга, которая может заинтересовать моих игроков, участвовавших в "Большой игре". Нет, образ Хельги Шпиле возник у меня сугубо самостоятельно, просто, видимо, есть некий общемужской подсознательный идеал "умной стервы".
Уже есть неоконченная вторая часть, где дело, наконец, доходит до войны. Число ляпов, к сожалению растет. В сюжете всплывает гипнотизер-манипулятор под которым кажется подразумевается Мессинг, здесь он антигерой. (Ну, не работает так гипноз! Не работает! А Мессинг, судя по всему, им и не владел никогда).

"Спасти СССР: Инфильтрация" ("Квинт Лициний") - Михаила Королюка. Как ни странно, книга скорей не о попаданчестве, а о советской юности, переживаниях и формировании характера. Причем, к великому счастью, проза довольно жива и достоверна, из нее не прут Песков, Машков и идеализация советского прошлого. Читается прекрасно и с удовольствием.
Чувствуется что попаданчество (человек вселился в себя в подростковом возрасте в 1970-е) - художественный прием, а не цель. Главная идея скорей попытка "повзрослеть второй раз", исправить ошибки и не растерять идеалы и оптимизм, остаться достойным человеком. Исторический аспект касается преимущественно игр спецслужб и криминальной истории (проработаны нормально, мин не нашел), фон и быт проработан неплохо, не исключаю, что даже по собственным воспоминаниям автора.
Да, уже пишется вторая часть. Автор предотвращает афганскую войну и добирается до Чикатило. Появляется нехорошее ощущение, что здесь развесистая клюква начнет расти и множиться...

P.S. Нет, про попаданцев не пишу и не планирую. Попаданцы в ролевой игре - другой жанр, но, да, у меня они были.
Профиль

"Королева Франции"

Открываю для себя стихи Аллы Григорьевой (Хельги Эн-Кенти), талантливого современного барда. Здесь приведу ее стихотворение "Королева Франции", посвященное Марии Медичи (музыкальную композицию можно прослушать по ссылке).
Текст снабжаю своим подстрочником, так как там упоминаются не всем понятные исторические реалии.


Трудно казаться смелою,
Трудно смирить гордыню.
В озере лилии белые,
А на гербе золотые(1).

Ты ли желала многого?
Помнишь, мечтала в детстве ты,
Как над страной далёкою
Вспыхнет звезда Флоренции(2).

Бешено мир меняется,
Век наступил семнадцатый.
Грёзы твои сбываются –
Ты королева Франции.

Небо пока не хмурится,
И среди первых первая –
Ты на полотнах Рубенса,
В лучших стихах Малерба(3) ты.

Роскошью двор твой славится…
Кто в этом мире без греха?
Ты – королева Франции,
Вторая супруга Генриха,

Но на цепочке судьбы, смотри,
Крепко сомкнулись звенья.
Случай на улице Ферроннри(4)
Жизнь твою вмиг изменит.

Чаще молиться стала ты,
Но Боги хранят молчание.
Настали годы траура
Ярости и отчаянья.
-
В жёсткой борьбе за первенство
Будешь последней смеяться ты.
Ты получила регентство,
Ты – королева Франции.

Вопреки всем пророчествам,
Участь свою оплачешь ты(5).
Не королевой быть хочется,
А хоть комедианткой бродячею…

(1)Золотые лилии на голубом поле - герб Франции при Бурбонах.
(2)Мария Медичи (1575-1642) - вторая жена Генриха IV Наваррского, уроженка Флоренции.
(3)Франсуа де Малерб (1555-1628) - популярный французский поэт-роялист начала XVII века.
(4)Генрих IV был убит 14 мая 1610 года на улице Ферроннри на следующий день после коронации супруги, которая стала регентом при малолетнем наследнике Людовике XIII.
(5)Мария Медичи в итоге была изгнана из Франции, проиграв политическую борьбу, и умерла в нищете на чужбине.
Профиль

Наука в СССР, наукометрия и "оставленные темы"

Семь лет назад я опубликовал статью "Наука в СССР и России", где пытался рассмотреть вопросы инновационной эффективности науки в СССР эпохи застоя и послеперестроечной России. Там я популяризовал ряд данных наукометрии, которые на момент публикации статьи, как мне кажется, находились вне поля зрения большинства научного сообщества и были элементарно подзабыты. Кроме того, я поднял ряд статистических данных, касающихся взаимодействия научных исследований и экономики в России и Советском Союзе.
С тех пор эту статью регулярно вспоминают, причем в очень позитивном ключе. Меня за нее хвалили коллеги, пару раз даже называли ее - "прорывной", а также источником интереса к предмету для себя лично. Буквально сегодня мне звонили с телевидения как автору этой работы, что весьма лестно... Но, скажу честно, сейчас эту работу я написал бы несколько иначе, а также пересмотрел бы некоторые оценки, но, естественно, от написанного не отрекаюсь.
Кроме того, этой темой я не занимался более 7 лет и не следил за работами в этой области. Нашлись более интересные для меня и перспективные направления, также - несколько сократился мой интерес к историческим сопоставлениям. Я элементарно не в курсе ряда более поздних исследований в данной области, в т.ч. по советскому периоду, хотя знаю, что кое-какие работы точно выходили, но руки прочесть - не дошли.
Разумеется, я сам был свидетелем и рядовым участником перемен в российской науке за последующие годы, имею на этот счет какие-то субъективные соображения и наблюдения (давно порываюсь написать что-то публицистическое), однако всерьез актуальной наукометрией я не занимался и, естественно, высказываться в качестве авторитета и эксперта в данной области - остерегусь.

Конечно, есть темы, которые я оставил на время или навсегда, но вполне готов вернуться к ним, если (в некоторых случаях, не дай Бог!) жизнь этого потребует. Здесь и экономика питания в истории России, и ряд вопросов криминологии, некоторые эпизоды в истории преступлений против человечности. Где-то я могу просто назвать слишком мало людей, к кому готов переадресовать интересующегося, где-то льщу себе надеждой, что мне найдется что сказать и какие подходы предложить.
Однако наукометрия к числу таких тем не относится. О чем считаю уместным сообщить в связи с вновь и вновь возникающим интересом.
Профиль

"Сын Божий" (BBC)

Очень неплохой научно-популярный фильм об Иисусе Христе западного телевидения.
Не со всем там могу согласиться, но это довольно полный и подробный рассказ о многих археологических находках датируемых I веком.
Показанные там реконструкции быта той эпохи и облика городов довольно близки к принятым в науке.
К работе привлекли не самых плохих западных историков и библеистов, что позволяет порекомендовать фильм к просмотру.
Collapse )
Профиль

Попаданцы и рукопашный бой

В свое время у меня в блоге была дискуссия на описанную выше тему. Да навеянную фантастической "попаданческой" литературой.
Вопрос стоял так: были бы полезны современные навыки рукопашного боя при "попадании" человека в прошлое? (При условии, что он не загнулся от инфекций и умудрился адаптироваться к социальной среде).
Один из участников (анонимный пользователь) написал любопытное рассуждение о роли боевых искусств в истории, которое позволю себе полностью процитировать.
Буду благодарен за мнения экспертов.


"Поскольку у меня выдалась свободная минутка, я решил подробнее разобрать Вашу ситуацию. Мое основное мнение состоит в том, что всякие там единоборства путешественнику во времени не потребуются, а скорее могут повредить (если, конечно, речь идет о реальном прошлом, а не о полностью выдуманном мире). Тем не менее, общие рекомендации тому, кто хочет побывать в прошлом, должны быть следующие:
1. Хорошая физическая подготовка (умение быстро бегать, прыгать, лазить – тут не единоборства нужны, а скорее футбол и баскетбол).
2. Естественно, плавать.
3. Психологическая устойчивость, умение терпеть боль (вот тут единоборства могут пригодиться, не важно какие, но необязательно; подобные качества очень трудно развить, они скорее возникают в определенных обстоятельствах, в реальной жизни).
4. Быстрая реакция, умение быстро принимать решения (конечно же, футбол! )
Теперь непосредственно о рукопашном бое без оружия. Как историк, Вы, наверное, хорошо понимаете, что любая борьба находится в непосредственной связи с определенной социально-экономической структурой общества. Поэтому, если уж выбирать, то наибольшее внимание следует уделить тем видам борьбы, которые возникли давно и, так скажем, проистекали из жизненных реалий – бокс и борьба как таковая. Т.е. умение сильно ударить так, чтобы сбить противника, и умение вырваться из его рук и завалить. Поскольку противник не знает дзюдо, он будет бороться как придется, отсюда зацикленность «попаданца» на определенный спектр приемов будет скорее помехой, чем защитой. На самом деле, если из любого единоборства убрать театральную составляющую, от них останется приблизительно одинаковый «скелет», воспринимаемый людьми на интуитивном уровне – защитить лицо рукой, ударить в пах, в висок или в челюсть, прикрывать свой пах и т.д. Все это постигается скорее в реальном столкновении, чем в специализированной секции и в тепличных условиях.
Однако и это все не более чем «романтика», ведь в реальном прошлом «попаданцу» скорее всего не придется драться, тем более руками. Ведь недаром рукопашный бой без оружия стал оформляться в конце девятнадцатого века. Ведь не станет никто надеяться на кулаки, если на поясе шпага (сабля, меч, корд, что угодно), а в руках – палка, чекан, булава, дубина и т.д. Вы говорите – неподготовленный гоп-стоп. Неподготовленный гоп-стоп – дитя ХХ века, когда на улицах появились обдолбанные наркоманы, а гопники утратили понимание о социальных слоях населения. В более ранние времена грабители не нападут на одинокого крепкого на вид человека, если он вооружен, а банда не имеет подавляющего численного преимущества. Забулдыги из кабака вообще не нападут на прилично одетого господина, зная, что за его убийство из будут искать, а за убийство полунищей проститутки – скорее всего, не будут.
Я приведу еще ряд соображений, которые должны показать практически полную невозможность применения рукопашного боя ранее девятнадцатого века.
1. Все дворяне (и лица, себя за них выдающие) всегда вооружены.
2. Все дворяне всегда ходят со слугами, которые тоже обычно вооружены (палкой, дубиной, тесаком, чем придется).
3. По темным закоулкам люди ходят только большой и шумной ватагой.
4. На дуэли единоборства нечего не дадут; дуэль на холодном оружии – это весьма специфический вид деятельности, который требует огромных тренировок именно с этим видом оружия. Если на дуэли человек терял шпагу, ему либо давали ее поднять, либо добивали на месте.
5. Солдаты (ландскнехты, рейтары, казаки) всегда при оружии и обычно в большой компании.
6. Кабацкие драки – порождение усиленной индустриализации и урбанизации девятнадцатого века (это только в фильмах человек зашел в корчму, а там уже драка). К тому же в общей свалке в полутьме никакие боевые искусства вообще не помогут.
7. Путешественники всегда сбиваются в большие отряды и либо вооружены, либо нанимают соответствующую охрану.
8. Не уверен, что даже в кабацкой драке пьянь ударит человека в приличной одежде – социальные барьеры были очень сильны.
Что остается – театрализованный «выход на кулачки» как элемент удали и соревнование. Но именно в таких боях были четко выработанные правила, и если их не знаешь, до и драться бессмысленно.
Вот как-то так…".

Комментарий от другого участника.
Collapse )
Профиль

Дореволюционный Афганистан

Пара статей по истории дореволюционного монархического Афганистана. Автор - известный казахский афганист, уважаемый специалист по истории страны.
Особых сенсаций нет, работы скорей популярные, но при изучении темы - интересно будет почитать.
Трудный опыт либеральных реформ.
Афганская сага.
Профиль

Об ассимиляции

За работой последнее время слушаю запись концертов Городницкого. Кроме того, что он очень талантливый поэт и популярный бард, интересен мне, как пример глубокой ассимиляции этнического еврея в СССР на волне массовой эмиграции из Союза в Израиль. (В свое время немного изучал эту тему). Собственно, из-за этих двух процессов российские евреи стали менее "этничны". Мне, например, сложно представить московского нерелигиозного еврея, танцующего фрейлехс в праздник у синагоги или без конкретной цели изучающего идиш. Объективно этот стереотип поведения не слишком типичен или почти утрачен. Те, кто отказывался принять культурную ассимиляцию в русском обществе, в большинстве - уехали.
Городницкий - представитель старшего поколения, который вопреки всему сделал выбор и остался с Родиной. Несмотря на еврейскость семьи (отец и мать знали идиш и иногда говорили на нем в быту), гибель родни в Могилеве в результате Холокоста, а также собственные вполне либерально-нигилистические убеждения (вспомнить стихи от "Будапешта-56" до "День Победы я встретил в Германии..." с их вполне узнаваемым кодом мышления), тяжелый кризис 1990-х, когда многие искали возможность уехать. Пережил все это в России, остался с четкой самоидентификацией "русского поэта еврейского происхождения", интересом к отечественной истории, даже определенным патриотизмом, как он его понимает (да, "Севастополь останется русским" тоже он написал).
Так вот, впервые услышал его песню "Мою внучку зовут Рахиль". Там строки:
Никого из своих родных
Ненароком не назову,
Кто стареет в краях иных,
Кто убитый лежит во рву.

Не поленился, проверил по сети - песня автобиографична. Его внучку действительно, зовут - Рахиль, потому что его собственный сын уехал в Израиль и принял иудаизм. Внучки также вышли за муж за религиозных евреев, в их семьях не говорят по-русски.
Нет, я знаю массу московских этнических евреев, у кого остались родные в Израиле, которых они даже иногда навещают, не говоря уже о звонках и письмах. Корабль отходит от берега медленно: есть возможность и обняться напоследок и долго махать рукой. Но все же для заметной части из тех, кого я знаю, идет речь о двоюродном-троюродном родстве. У других процесс ассимиляции наших бывших соотечественников на чужбине протекает медленней, многие десятилетиями сохраняют язык и культурный код. Третьи вообще не прижились в Израиле и перебрались в более близкие нам культурно христианские государства Запада. Из-за этого трагический привкус разделения народов - теряется.
Здесь же быстрый и резкий трагический разрез, когда между человеком и его внуками и правнуками опускается языковой барьер.
Это опять-таки не к тому, чтобы осуждать исторические перемены. Ситуация, когда часть граждан страны "всюду не совсем чужие - всюду не совсем свои" (Григорий Померанц) не могла длиться поколениями. Люди росли в советском обществе и делали осознанный выбор. Распад СССР и миграционная политика Израиля просто ускорили этот процесс. Но на уровне отдельных судеб он остался исторически необходимым, но очень болезненным.
Профиль

Итоги опроса

Итоги опроса по кейсу оказались достаточно любопытными. В процессе обсуждения предложенной задачи у меня и у makkawity было собрано более 20 ответов.
Разумеется, выборка нерепрезентативная, но результаты оказались более чем предсказуемыми.

3 выступили за простое раскрытие информации (если расследование ее подтвердит) без каких-либо оговорок. Один из отвечавших просто ответил фразой Патриции Ходгелл: «То, что может быть уничтожено правдой, должно быть уничтожено».
8 человек заявили, что после установления достоверности информацию придется открывать, но это следует сделать очень осторожно. Выбрав наиболее спокойный политический период, предварительно модернизировав идеологию, «очеловечить» Клочкалина и т.п. Придется, как заметил один из отвечавших, потому что «всегда найдется историк, которому чужды классовые и национальные соображения, а только история, в итоге развенчает миф, либо таких будут сотни, и они будут развенчивать миф по крупицам, пока от него ничего не останется». Поэтому все нужно подготовить и сделать ответственным образом.
Еще 8 человек в ответе допустили сокрытие данных и саботаж расследования. Подчеркну, все ответы - взвешенные и серьезные. До мешка и проруби никто не договорился, зато обсуждалась необходимость подчистки архивов, тщательное фиксирование дыр в истории, чтобы использовать их для опровержения, если произойдет утечка, способы уговорить заявительницу молчать. Минимум один подчеркнул, что решать этот вопрос будет не самостоятельно, а доложит «наверх».
Другие ответы дали 2. Один просто заявил, что стал бы тщательно изучать соответствующий исторический период, другой заявил – что решение не имеет никакого значения.

Мой главный вывод в том, что большинство опрошенных показали рациональное, а не эмоциональное отношение к истории.
Для видения «Слова погибели», которое дало идею для теста, такая информация – «страшная правда», крушение ожиданий и взглядов. Для аудитории это скорей политический фактор, потенциально негативный. И, да, конечно, интересно, как такой скверный человек, каким оказался «вождь и учитель», смог столько сделать для страны. «Надо будет изучить…».
В принципе, это ожидаемо, учитывая, что в нашей реальности долгие годы по всем историческим представлениям и предметам гордости били старательно и остервенело.  Однако у многих это привело не столько к разочарованию, сколько к рациональному скепсису, и определенной пластичности эмоционального отношения к прошлому. Оно воспринимается как совокупность всех фактов и событий, а не имеет жесткой привязки к конкретным мифам и личностям.

Для меня самого подобный выбор был бы очевиден: «доложить по команде». А там уж, как решат. Или долго с учетом этих фактов готовить модернизацию государственной идеологии, или вообще скрыть факт на неопределенный срок. Это явно не простому прокурорскому работнику решать. Естественно, интерес бы к периоду и личности Клочкалина это вызвало бы, но не до желание разорвать рубаху и раскрыть «всю правду» сейчас же во что бы то ни стало.
Нет, я не сторонник фальсификации истории в политических целях. Но исторические исследования и ввод в оборот новых источников не может являться самоцелью. Именно поэтому существуют закрытые или засекреченные архивные материалы.
Например, я убежден, что ряд архивных материалов, рассекреченных в 1980-1990-е, нужно было держать закрытыми для исследователей еще лет 40-50. Включая и всякие резонансные политически значимые факты. Просто потому, что безопасность общества всегда важнее - общественного любопытства.
Профиль

Про срывание исторических покровов (кейс-опрос)

Идея опроса на тему исторических мифов и поиска исторической истины пришла мне на основе фантастической повести четы Дяченко «Слово погибели №5». Я решил чуть-чуть модернизировать сюжет под нашу реальность, чтобы задачу было легче воспринимать. Под катом кейс, который я предлагаю обдумать и сказать, как бы вы себя повели в такой ситуации и какое решение сочли бы правильным.
Тем, кто знает исходный сюжет повести – предлагаю просто представить себя на месте Алистана и предложить свои действия.
Сразу скажу. У меня есть свой ответ и ожидания, каким может быть большинство откликов.

Collapse )

Ваши действия в такой ситуации?
Приветствуются не только ответы, но и общие мысли по отношению к таким моментам во взгляде на свою новейшую историю.
Профиль

История еды (попаданческое)

У меня скоро начнется очередной сезон вождения ролевой игры по 17 веку, и я продолжаю готовиться к возможным изобретениям героев.
Под катом адресую залу вопрос.
Игроков - прошу не заглядывать.

Collapse )