Никита Мендкович (mendkovich) wrote,
Никита Мендкович
mendkovich

Categories:

Бог, физика и детерминизм

К разговору о связи науки и религии решил напомнить о том, что некоторые современные физические теории, по сути, выросли из богословия. Речь, например, об идее Большого взрыва о расширении Вселенной, а до кучи законам Ньютоновской механики, к которым мы пришли именно через богословский опыт. Параллельно у меня возникли некоторые замечания богословско-физического характера, которые не смог найти у классиков в чистом виде, поэтому формулирую здесь сам.
Зачем вся эта физика понадобилась богословию?
Вселенная – множество взаимодействующих между собой частиц, идеальная всеохватывающая система. Согласно второму закону Ньютона, движение тела (материальной точки) определяется совокупностью воздействующих на нее сил. В случае Вселенной ее развитие и расширение запущено событием, известным как Большой взрыв, для которого есть масса теоретических косвенных физических доказательств, из-за чего представление о нем доминирующее в науке.
Первым к идее перводвижения и первопричины обратился католический философ Фома Аквинский. На них он построил свои т.н. первое и второе доказательство бытия Бога. Он интуитивно исходил из того, что каждому движению предшествует воздействие, ему – другое, а цепочка должна упираться в некую первопричину относительно тварного мира («Сумма теологии», 1265-1274). Эта причина вне и до материальной Вселенной и является Творцом.
Гипотезу, лежащую в основе рассуждений Аквинского, доказал в своем трактате 1687 года физик и богослов Исаак Ньютон. (Кстати, объем его богословских трудов больше, чем физических). Что, кстати, не было единственным примером поддержки наукой богословия.
В XX веке физики от католической идеи перводвижения пришли предельно близко к физическому описанию акта творения. После публикации теоретических работ Эйнштейна возникли модели статичной и расширяющейся Вселенной. Теоретически расширяющуюся модель обосновал священник и астрофизик Жорж Леметр, который в 1927-м опубликовал свое исследование, с которого, собственно, и начались современные представления о Большом взрыве.

Однако из идеи первопричины/Большого взрыва есть одно любопытное следствие, о котором мало пишут и говорят. Никаких нас в привычном представлении на самом деле нет и быть не может.
Все события во Вселенной предопределены силой большой взрыва, который запустил все мелкие и крупные процессы от возникновения и движение звезд и планет до наименьших частиц. Мы – часть вселенной, следовательно, также находимся под предопределением и действуем в рамках заложенной изначально физической программы. Ничего не решаем и не сознаем, потому что наш мозг - тоже часть огромного механизма, запущенного Большим взрывом.

Попытаюсь пояснить «на пальцах». Модель вселенной биллиардные шары, разложенные треугольником на зеленом сукне перед игрой в «американку». Они подвергаются однократному воздействию, «разбою», где 15 шаров пирамиды разбивают ударом битка.
Шары начинают двигаться, ударяются о борта и друг друга, в конечном итоге могут падать в лузы. Но все это движение предопределено на стадии удара извне. Ни отдельные шары, ни все совокупность из 16 шаров на столе не принимает решения и не движется сама. Это нонсенс.
В классической модели Вселенной люди такие же шары или вернее устойчивые множества шаров (частиц). Они, как и прочие, изначально подверглись «разбою» Большого взрыва и двигаются сообразно силе и направлению данного воздействия.
Наше самосознание, анализ выбор и принятие решений – избыточный иллюзорный процесс. Его, по сути, нет, все предопределено и человек «решает» лишь заданное при возникновении Вселенной. Все эти решение и их влияние на его судьбу часть движения бездушного механизма.
Это то, что мы имеем в рамках исключительно материальной Вселенной.

Модель трансцендентного предполагает несколько более живую и позитивную вселенную. В биллиардной аналогии, пирамиду на столе не просто разбивают, а продолжают игру. Игроки, находящиеся вне стола, запущенной первым ударом, с помощью кия приводят в движение шары, согласно правилам игры. Игроки обладают свободой воли, так как находятся вне системы взаимодействий, запущенной первым ударом по шарам, а даже сами влияют на нее.
Идея свободы воли в материальной Вселенной – требует трансцендентного «внешнего» пространства, где есть сущности с самосознанием, называемые традиционно душами и надматериальный механизм их воздействия их на материальную Вселенную через человеческие тела.
Это не является в чистом виде «доказательством Бога». Это замечал еще Кант применительно к идее первопричины Фомы Аквинского. Из нее следует существование трансцендентного, но она не дает точного представления о его законах и обстоятельствах возникновения.
Однако, мы, христиане, имеем поэтому поводу необходимый минимум информации, переданной в рамках воплощения Иисуса Христа, из которого, собственно, и возникла наша Церковь.
А как один из довесков к ней - раздел современной астрофизики, связанный с расширением Вселенной.
Tags: ОПК, история, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments