Никита Мендкович (mendkovich) wrote,
Никита Мендкович
mendkovich

Categories:

Сколько православных в России?

Регулярно сталкиваюсь со спорами, сколько у нас православных или христиан в России. Этот вопрос очевидно затрагивает политику и понятие общественных норм. Речь не о том, что РПЦ может управлять электоральным поведением прихожан, а об определенных акцентах в жизни страны.
Я предлагаю Вашему вниманию небольшой анализ социологических данных на основе знаний Церкви и церковной жизни.

Немного социологии
Вначале просто данные опросов. ВЦИОМ сообщает, что у нас было крещено около 86% населения страны, хотя многие еще в детстве. Поэтому необходимы дополнительные данные.
По опросам ФОМ, на 2020 год у нас 59-63% россиян определяли себя как православные и 6-8% как мусульмане. 24-26% относили неверующим, включая атеистов и агностиков. Эта оценка достаточно стабильна в течение последнего десятилетия у российских социологов. Иностранные исследования дают даже более высокий уровень религиозности в нашей стране: Pew Research Center (2017) сообщает о 71% православных, 10% мусульман и 19% прочих, включая атеистов.
В любом случае по этим опросам мы действительно наблюдаем верующее большинство россиян. Кого из этой массы людей – можно реально считать православным?
Как ни странно, с точки зрения церковной традиции и высказываний Спасителя вера-убежденность, определяемая человеком, и является единственным необходимым признаком (ср. Иоанна 3:16 «всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»). Просто потому, что в конечном счете человека оценивает Бог, а не Церковь, которая в меру сил помогает человеку совершенствоваться взаимодействия с Всевышним.
Да, люди склонны переоценивать себя, и вера может быть объективно определена ее влиянием на мысли и поступки человека. Только вот такая оценка силами окружающих практически невозможна, потому что требует знать о человеке в чем-то больше, чем он сам. Если Церковь убеждена по итогам земной жизни человека, что он был полностью «правильным» христианином хотя бы к самому концу земного пути – его канонизируют. Не больше - не меньше.
Прочие же члены Церкви, от мирян до высших иерархов должны помнить о своем несовершенстве, а самоуспокоенность в большинстве случаев чревата проблемами, поэтому очень осторожны с любыми качественными оценками.

Спекуляции на тему
В политическое полемике порой число верующих в России пытаются переоценить, выдвигая завышенные требования. Например, предлагают критерий - постоянного участия во всех ритуалах и определенного уровня религиозной эрудиции.
Зачастую эти пожелания равносильны констатациям: «Гражданин России – тот, кто знает национальный гимн, конституцию, может прочертить на карте административные границы субъектов федерации и участвует во всех проходящих выборах». Хорошо б, конечно, чтоб все граждане были такими грамотными и активными, но к реальности это отношение не имеет.
Точно также и в сфере религии. Около 13% верующих (8,8% россиян) постоянно участвуют во всех православных каноничных практиках (исследование 2014 года). Это примерно соответствует 9% россиян, полностью соблюдающих Великой пост (данные 2020 года). Но мы не можем утверждать, что вот эти – православные правильные, а прочих – нужно игнорировать.
С точки зрения Церкви регулярное участие в богослужения для верующего инструмент, а не цель. Он способствует становлению в качестве православного и, следовательно спасению, благодаря частично психологическим и частично трансцендентным факторам. Каких-то единых нормативов по интенсивности участия в ритуалах у нас в церкви нет, мнения и подходы есть разные. Православие – не шаманизм, и не является религией обрядов, поэтому оценивать убежденность верующих через них ошибочно.
С точки зрения социологии причина в том, что церковные практики и их график ориентированы на образ жизни столетней и более давности. Они были удобны и естественны в небольших аграрных поселениях, а сам храм – был важным социальным клубом. В современных городах, где живет большинство россиян, социальные внерелигиозные функции церквей изменились, поэтому людям стало сложнее соблюдать обрядовую часть даже при достаточно уровне убежденности. Кроме того, за последние сто с лишним лет изменилась структура питания, в которую перестали органично вписываться длительные посты, из-за чего их часто «облегчают» в том числе с благословения духовника.
Подчеркну, что не считаю «невоцерковленность» чем-то желательным. Не участвуя в службах, верующие лишают себя ярких и светлых религиозных или, если угодно, психологических переживаний. Но эти моменты не всегда отражают уровень внутренних убеждений. Можно напомнить судьбу Евгения Родионова, который не жил активной приходской жизнью, но оказавшись в плену у боевиков принял смерть за свою веру. (Вопрос о его канонизации пока не решен).

Вера и идентичность
Существуют некоторые искажения численности верующих в опросах, связанные с тем, что часть людей называют себя христианами или мусульманами не в силу убеждений, а как часть национальной идентичности или в силу каких-то личных моментов.
В 2013 году ФОМ проводил масштабное исследование религиозности, задавая очень широкий комплекс вопросов о религиозных практиках и даже переживаниях. Он выявил 1-5% самоопределившихся как православные – не верят в Бога и бессмертие души, наиболее очевидные для православного верующего вещи. Впрочем, при погрешности выборки 3,6% это – пренебрежимо малое явление.
Разделить православных на умеренных и радикальных довольно сложно. Тщательный анализ данных опросов позволяет говорить, что 8-14% верующих можно назвать «ревнителями», наиболее активно исполняющих обрядовую часть. 20-30% могут быть названы «проблемными» с точки зрения официальной доктрины в силу догматических разногласий или излишней погруженности в быт, дефицита духовной жизни. Но эта детализация важна скорей для самой церкви, а не внешних наблюдателей.
Для сравнения посмотрим на структуру убеждений атеистов. Только 51% из них в ходе опроса смогли однозначно заявить, что не верят в Бога. 24% - верят в жизнь после смерти, 18% посещают церковь, 10% - признались в ходе опроса, что верят в Бога-Творца, но все равно считают себя атеистами.
Подобные плюрализм мыслей в одной голове может показаться кому-то странным, но я сам так мыслил в 17-20 лет, придя к вере, но еще не придя в Церковь. Здесь возможен страх перед завышенными требованиями внутри церкви, вера в негативные стереотипы, отсутствие личного контакта с церковью и недостаток решительности, чтобы прости прийти в храм и осмотреться.
О каком-то общем социальном портрете православных говорить трудно. Их доля примерно одинакова во всех возрастных, социальных и демографических группах. Исключение – женщины в среднем религиознее мужчин (73% православных против 53%). Кроме того, молодежь до 25 лет чаще декларирует атеизм, но это скорей возрастное фронда. Эта особенность существует много лет и никак не влияет в будущем на общую долю верующих, то есть молодые атеисты чаще приходит к религиозным взглядам к 30 годам и далее.

Если очистить социологическую статистику от этих неясностей, мы получим следующую картину верований:
-60,8% россиян православные по внутренним убеждениям, за вычетом «проблемных» с точки зрения церкви – около 50% населения;
-12% отделяют себя от церковной организации, но по убеждения примыкают к монотеизму, чаще христианского толка, из них 2-3%, по сути, практикующие, но слабо воцерковленные православные;
-12,7% относятся к атеистам, агностикам и прочим, не пришедшим к вере в Бога в той или иной форме;
-6% мусульмане, но их убеждения мы подробно не изучали;

Итого почти 80% россиян религиозны по убеждениям, 49% - однозначно верующие православные.  Разумеется, это не означает, что страну нужно превращать в клерикальное государство, однако мировоззрение половины и более населения – нужно учитывать. Представителям иных религиозных групп, включая атеистов, нужно пытаться узнать суть доминирующего религиозного течения и адаптироваться к его участию в общественной жизни.
Tags: ОПК, социология, статистика
Subscribe

  • О вакцинации

    Очень рад, что у нас, наконец, ввели обязательную вакцинацию хотя бы для 60% работников сферы услуг. Считаю, что это стоило сделать еще в марте, не…

  • Итоги 2016 года

    Поддержу свою давнюю традицию подводить в посте 31 декабря итоги, завершающегося года. Он был очень непростым для меня и по уровню трудовых…

  • Итоги 2015 года

    По традиции подведу некоторые итоги уходящего года, которые могут быть интересны моим друзьям и читателям. Год для меня был непростым, но очень…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments

  • О вакцинации

    Очень рад, что у нас, наконец, ввели обязательную вакцинацию хотя бы для 60% работников сферы услуг. Считаю, что это стоило сделать еще в марте, не…

  • Итоги 2016 года

    Поддержу свою давнюю традицию подводить в посте 31 декабря итоги, завершающегося года. Он был очень непростым для меня и по уровню трудовых…

  • Итоги 2015 года

    По традиции подведу некоторые итоги уходящего года, которые могут быть интересны моим друзьям и читателям. Год для меня был непростым, но очень…