Никита Мендкович (mendkovich) wrote,
Никита Мендкович
mendkovich

Categories:

Иисус из Назарета: семья

Много лет назад с этой темы началось мое исследование земной биографии Иисуса Христа. При возвращении к старому тексту он мне кажется путанным и невнятным, поэтому я выкладываю его переписанный вариант с некоторыми дополнениями и исправлениями.

Мы знаем, что Иисус считался сыном Иосифа и Марии, принадлежавших к колену Иудину, одной из 12 племенных групп, образовавших Израиль. Он родился в Вифлееме, который считался неформальной столицей колена, а детство провел в городке Назарет (Иоанн 1:6 и др) близ крупного торгового центра Сепфориса в Галилее.

Согласно церковной версии евангелия от Матфея, Иисус был зачат «непорочно», то есть Мария забеременела, оставаясь девственницей, от Святого Духа (Матфей 1:18), так как, по пророчеству Исайи, Мессия должен быть зачат именно так (7:14). Иудеи долгое время оспаривали эту трактовку книги Исайи, утверждая, что «дева» означает там просто «молодую женщину». Но современные языковедческие исследования показывают, что христианское прочтение отвечает нормам языка[i]{C}{C}{C}. Кроме того, Исайя называет эту беременность «знамением», что довольно странно, если бы речь шла о молодой женщине, к которым относится подавляющее большинство рожениц.

{C}Святое Семейство - Микеланджело - 800х600

Впрочем, с точки зрения общества Иисус был несомненным сыном Иосифа и Марии (Матфей 13:52-53), так его называли даже смертельные враги. Иосиф, якобы, испытывал сомнения после проявления беременности Марии (Матфей 1:19), но это стало известно только спустя несколько десятилетий со слов самой же Марии и евангелиста. Во второй веке иудеи, враждебные христианству, придумали Марии любовника римского легионера Пантеру (Ориген I:32, Шаббат 104b).

Впрочем, здесь речь, скорее всего, о придумывании биографических деталей задним числом. Вероятно даже банальное недоразумение при обратном переводе христианской литературы с греческого на арамейский язык. Ведь «партенос» - значит девственница (отсюда «партеногенез»). Не знающий слова еврей-переводчик мог счесть его ошибкой и превратить «сына девственницы» в «сына Пантеры».

Иисус и его семья

Мы знаем из евангелий, что Иосиф был плотником (Матфей 13:52), какое-то время после рождения сына жил с семьей в Египте, где была большая еврейская община. Ко времени Служения Иисуса уже скончался, не упоминался и никак не участвовал в событиях. Марию апокрифическое «Протоевангелие Иакова» (10) и антихристианский автор II века Цельс (Ориген Против Цельса I:28) – называют ткачихой. Учитывая, что оба источника не имеют связи между собой, причем Цельс ссылается на некий иудейский источник, а Иаков явно эллинистичен и плохо знает традиции Израиля{C}{C}{C}[ii]{C}{C}{C}, речь может идти о достоверной информации.

Иосиф, судя по всему, значительную часть в жизни прожил в Назарете. Мария по версии «Иакова» (8) с трех лет воспитывались при Храме в Иерусалиме и в какой-то момент была среди группы мастериц, ткавших завесу для храмового алтаря (10) – важного сакрального объекта. Рассказ кажется преувеличением, но Мария действительно близко общалась с семьей священника Захарии, жене которого приходилась родственницей, причем та была сильно старше. Возможно, Мария действительно осиротела в раннем детстве и воспитывалась у дальней иерусалимской родни, проведя детство при Храме?

Так или иначе, семья Захарии еще сыграла свою роль в жизни Иисуса, так как у них родился сын Иоанн, прозванный Крестителем. Из другой родни мы знаем брата Иосифа, Алфея, по прозвищу Клеопа (греческое «Клеопас», знаменитый), женатого на некоей Марии (одно из самых популярных имен той эпохи).

Их возраст мы знаем лишь примерно. Лука сообщает, что Захария и его супруга были к моменту рождения Иисуса в «летах преклонных» (1:7), хотя и смогли зачать в близкое время Иоанна. Возраст Алфея и Марии нам неизвестен, но их сын Симеон по данных историка Егезиппа родился около 13 года до н.э. (Евсевий Кесарийский Церковная История III:32:3)[iii]{C}{C}{C}.

Теперь перейдем к братьям и сестрам. К моменту публичной деятельности Христа земляки знали о родных и двоюродных родственниках Иисуса: братьях Иакове, Иуде, Иосии, Симоне и минимум двух сестрах (Марк 6:3). Двое из них – двоюродные браться Иисуса, дети Алфея: Иаков (Марк 3:18, Лука 24:10), Иосия/Иосиф (Матфей 27:56) и, по более поздним источникам, Симеон (Егезипп по II веке по Евсевий Церковная История III:11:1).

Иуда, вероятно ребенок Иосифа от первого брака. Этому есть ряд подтверждений. «Протоевангелие Иакова» (9) сообщает, что Иосиф был стар на момент брака с Марией, а нормой считалось создание семьи к 18 годом (Мишна, Пиркей Авот 5). Информацию апокрифа косвенно подтверждает евангелие Луки, где Мария сомневается, что сможет забеременеть от Иосифа (1:34), то есть, возможно, ставит под сомнение его мужскую силу по причине возраста или немощи. Это не значит, что Иосиф был объективно «стар» (ему могло быть и 30-40 лет), но был существенно старше Марии и мог казаться молодой девушке едва ли не дряхлым стариком.

Наконец, мы имеем очевидный факт Иисус перед смертью на кресте поручил свою мать Марию заботам Иоанна-евангелиста, назвав его ее сыном (Иоанн 19:26-27). Это указывает на то, что в семье не было других мужчин, на чью поддержку Мария могла бы рассчитывать.

Неназванные сестры Иисуса, вероятнее всего, дети Марии от Иосифа, на что указывает появление Марии в качестве распорядителя брачного пира в Кане, куда был приглашен Иисус с учениками. Выполнять такие функции мог только родитель одного из супругов, в данном случае – невесты.

Некоторые авторы (Епифаний Кипрский Против антидикомариамитов 7) из догматических соображений настаивали, что Мария оставалась девственницей, поэтому сестры Иисуса должны быть детьми Иосифа от первого брака. Однако Тертуллиан (О плоти Христа 23) вполне разумно указывал, что после рождения Иисуса физически оставаться девственницей Мария не могла, поэтому споры не имеют смысла.

Таким образом, мы знаем следующих родственников Иисуса:


  • ·         Родителей Иосифа и Марию;

  • ·       Братьев по отцу Иуду и Иосию/Иосифа;

  • ·         Родных по матери сестер (по Епифанию 8 – Марию и Саломею);

  • ·         Дядь Алфея и тетю Марию Клеопову, а также их сына;

  • ·         Их детей, двоюродных братьев, Иакова, Иосифа и Симеона;

  • ·         Наконец, родственников и возможных вматери в Иерусалиме – Захарию и Елисавету с сыном Иоанном почти ровесником Иисуса.


Сын Давидов

Большие дискуссии вызывает утверждение Евангелий, что Иисус был потомком царя Давида. Неестественным кажется, что потомки великого монарха могли жить в провинциальном Назарете и заниматься плотницким делом. Но это издержки восприятия ситуации через призму средневекового феодализма.

Царь Давид, поэт, полководец и реформатор, жил и действовал в XI веке до нашей эры. Распад единого государства, созданного им, произошел уже при его внуке в конце X в. дальнейшие потомки стали в ряду еврейских удельных князей (3 Царств 12:19-20)[v]{C}{C}{C}. В VI в. до н.э. предок Иосифа-плотника Иехония был захвачен в плен вавилонянами, лишился власти и жил, как пленник, на чужбине (2 Паралипоменон 36:10 ср. Матфей 1:17).

Учитывая прошедший срок, большое количество браков потомков Давида было не так мало семей, которые отсчитывали свой род от легендарного царя. Раввин Иехуда (II в) считал себя прямым потомком Давида (Иерусалимский Талмуд, Ктубот 62b), аналогичные сообщения Талмуд содержит и относительно других раввинов в том числе достаточно бедных{C}{C}{C}[vi]{C}{C}{C}.  Ведущие род от Давида семейства до сих пор живут уже в современном Израиле и общество вполне нормально относится к их генеалогии. Логично, что к родству с Давилом еще сдержаннее относились спусти 10 веков после его смерти, а не спустя – 30, как сейчас.

Столь длительное «отслеживание» родства связано с культурным моментом – любовью евреев к составлению родословных. В древней истории они были связаны с причислением еврея к колену, т.е. родоплеменной группе (Неемия 11), или роду священнослужителей (ср. Ездра 2:62). Некоторые родословные включены в состав Ветхого Завета (Танаха). Например, первые три главы 3 Паралипоменона – это чистое перечисление имен, причем третья из них, как раз посвящена родословной Давида. См. также Бытие 5, Числа 3 и др.

В середине I века апостол Павел неоднократно ругал христиан из евреев за любовь к «бесконечному» сравнению родословий и состязаний в «знатности» (Титу 3:9, 1 Тимофею 1:4). Царь Ирод Великий (никакого отношения к Давиду не имевший) в I веке до н.э. приказал уничтожить письменные родословные, так как его самого часто попрекали незнатностью рода, но многие списки родов сохранились и в III веке (Евсевий Церковная история I:7:13).

Возвращаясь к Иисусу, можно смело утверждать, что современники относились к утверждениям о связи его семьи с родом Давида вполне серьезно. Во время служения в разных городах его называли «Сын Давидов» (наследник Давида) иудеи и неиудеи (Матфей 9:27, 12:23, 15:22, 20:30 и параллельные места). Тема родства Мессии и Давида неоднократно поднималась в ходе его диспутов с противниками (ср. Лука 20:41-42), но никто не ставил под сомнение родства Иисуса и Давида, хотя евангелия достаточно подробно приводят аргументы и даже брань оппонентов Христа.

В конце I века император Домициан (царствовал 81-96 гг) вел поиск потомков Давида, считая их легитимными, по римским стандартам, наследниками царской власти. Так были арестованы правнуки сына Иосифа (Евсевий Церковная история III:20:1). Император Траян (98-117 гг) казнил из-за родства с Давидом потомка братьев Иисуса некоего старца Симеона (III:32:4).

Разумеется, мы не можем доказать родство Иосифа и Марии с Давидом генетически, потому что нам нечего сравнивать. Но мы точно знаем: и они сами, и окружающие, и представители властей – считали их потомками Давида и относились к этому факту вполне серьезно.

Родословие Иисуса

В конце несколько слов о родословии Иисуса в евангелиях, которые обсуждаются больше, чем того заслуживает предмет. У Матфея (1:1-17) и Луки (3:23-38) приводится две списка предков, несовпадающих между собой, первая восходит к царю Соломону сыну Давида, вторая к другому царскому сыну Нафану.

Историк II века Юрий Африкан ошибочно полагал, что речь идет об одном роде, описанным по разному из-за правила левирата, восстановления рода умершего бездетным брата при сохранении родительского статуса за покойным (Евсевий Церковная История I:7:1-4). Эту ошибку за ним повторило несколько церковных авторов, хотя по тексту очевидно, что речь о двух разных списках имен почти без совпадений.

Однако на деле все проще: речь о родословии Иосифа и Марии. Матфей, погруженный в иудейскую традицию, привел родословие Иосифа, хотя и считал, что тот не был биологическим отцом Иисуса (1:19). Эллинист и врач Лука логично счел, что предки Иосифа не имеют значения, раз он не участвовал в зачатье, поэтому привел список предков Марии, восходящий к другому сыну царя Давида, что, по мнению исследователей, подтверждает построение фразы (3:23){C}{C}{C}{C}[vii]{C}{C}{C}.

Поздние радикальные трактовки настаивают на том, что обе родословия просто выдуманы разными людьми, потому и не совпадают{C}{C}{C}[viii]{C}{C}{C}. Но эта гипотеза не выдерживает критики. Евангелия писались в 30-70 гг I века, а обе книги Луки (Евангелие и Деяния) были закончены в начале 50-х. До смерти в 43 или 44 г епископом Иерусалима был двоюродный брат Иисуса Иаков, вторым епископом – Симеон (Евсевий Церковная История III:21:1). Евангелисты общались с ними напрямую, по переписке и имели общие контакты, так что сомнительно что не могли выяснить у братьев имя их собственного деда, которое различает в двух родословиях.

В случае Иисуса, как и многих других исторических лиц мы не можем с помощью генетических тестов и установить родство с родителями, а полагаемся на сохранившиеся документальные свидетельства. И в данном случае сохранившиеся свидетельства достаточно полны и непротиворечивы.

{C}{C}{C}





{C}{C}{C}

[i]Селезнев М. Г. Самое знаменитое слово Септуагинты // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIX. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. Под редакцией Н. Казанского. Санкт-Петербург: Наука, 2015. С. 811-820.

[ii]Мещерская Е. Н. Протоевангелие Иакова в сирийской традиции // Вспомогательные дисциплины. XXX. Спб: Санкт-Петербургский Институт Истории РАН – «Дмитрий Буланин», 2007. С. 13; Свенцицкая И. С., Трофимова М. К. Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. М.: Академия, 1989. Более полный обзор ошибок «Иакова» см., например, примечания Elliot J. K. The Apocryphal New Testament: a collection of apocryphal Christian literature in an English translation. New York: Oxford University Press, 1993.

[iii]Егезипп отождествляет Симеона сына Клеопы с Симеоном, который был казнен при консуле Аттике (105-107 гг). Причем ему было 120 лет. Отождествление скорее ошибочно, так как для той эпохи возраст был беспрецедентным, в 60 лет человек считался глубоким стариком, а столетний рубеж казался не преодолимым (ср. Пиркей Авот 5). Однако историк церкви II в. мог знать реальную дату рождения Симеона, второго епископа Иерусалима, и ошибочно отождествить с ним потомка, жившего во II веке, вычисли в возраст в 120 лет.

[v]Циркин Ю. Б. История библейских стран. М.: Апрель-АСТ-Транзиткнига, 2003. С. 174.

[vi]Zecler H. A Guide to the Jerusalem Talmud. Boca Raton: Universal Publishers, 2002. P. 34.

[vii]«Косвенное подтверждение этой гипотезы усматривают в той форме, в какой родословная представлена у Луки. Список имен начинается со слов: Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев (Лк. 3:23). Выражением как думали евангелист как будто бы хотел защититься от возможных упреков в неточности. Кроме того, в греческом тексте Евангелия от Луки к имени Иосифа в родословной не приставлен артикль τοΰ, тогда как все другие имена даны с определенным артиклем. Это может означать, что Иосиф, как мнимый отец Иисуса, как бы противопоставляется реальным предкам Иисуса по материнской линии» (Иларион Алфеев Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия. 3:5 ср. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Святого Писания Ветхого и Нового завета. Санкт-Петербург, 1904-1912. Комментарии на Лука 3:23 и Матфея 1:1-13)

[viii]Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. М.: Республика, 1992. С. 265—266; Хазарзар Сын Человеческий. Интернет-издание, 1996. Гл. 3:18.

Tags: ОПК
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments