Никита Мендкович (mendkovich) wrote,
Никита Мендкович
mendkovich

Творческий анализ рок-оперы «Тампль»

Паутина чужих легенд залепляет глаза и рот.
Был я или, быть может, нет на земле, кто теперь поймет…
Майя Котовская «Жак де Моле»

Многие из моего окружения знают и любят рок-оперу «Тампль», одноименного творческого коллектива. У данного произведения есть довольно заметный художественно-идейный «подвал», но серьезно оно не анализируется, так как не стало частью культурного мэинстрима. Поэтому позволю себе набросать небольшую аналитическую рецензию.
Для ознакомления с первоисточником: запись классической поставки рок-оперы и текстовая версия.
Основная сюжетная линия оперы – последние дни Жака де Моле, последнего магистра «ордена Тамля», который был осужден за ересь, покаялся, потом отрекся и в итоге был сожжен. В рамках сюжета магистр предстает в качестве невинной жертвы заказного процесса, где церковь, хочет захватить имущество, а короля – прельщают мистические тайны ордена. Сам магистр сознательно идет на смерть, произнеся отречение, и становится своего рода мучеником.
Важный момент – история рассказывается через представления некоего Оруженосца, которого зритель изначально воспринимает, как одного из членов Ордена, но в конце мы понимаем, что это коллективный образ авторов оперы, первого коллектива «Тампля» во главе с Лорой Бочаровой.

Центральным образом сюжета является Храм Гроба Господня (или просто «Храм»), который символизирует в рамках оперы – спасение души. (Ария Смерти: «Кто видел Гроб Господень, тот потерян для меня навек"). В результате военного поражения на Ближнем Востоке Храм – потерян для Ордена и европейских христиан, тамплиеры пытаются найти замену святыне, которая казалась им путем в Царство, в мистическом поиске.
Суть «пути сомнения» («Разговор с душой») тамплиеров и самого де Моле в опере не освещается, герой отрицает все обвинения и упоминает некоторые оккультно-кабалистические темы в разговоре с королем в ироническом ключе. Поэтому перед нами некий абстрактный неогностический взгляд на веру, путь к спасению через секретное знание, ритуалы и таинственные посвящения.
Оруженосец, существующий между двух эпох, ищет вслед за своим кумиром путь к Храму. Причем его отношение к Магистру включает и религиозное преклонение, и любовь. В частности, «Вторая ария Оруженосца», написана как любовное стихотворение, что подчеркивала в одном из интервью сама Бочарова. Первоначально, партии оруженосца вообще писались для женщины и, видимо, отражали коллективный опыт восприятия первоначального, сугубо женского, творческого ядра «Тамля». Участницы, которого долгое время ставили ролевые игры на тамплиерские темы.
Однако позже авторы решили уйти от любых сексуальных аллюзий, сделав Оруженосца – мужчиной. Правда, к теме синтеза веры и романтической любви коллектив снова возвращается в «Жанне д’Арк», где героиня влюблена в архангела Михаила и любовь наравне с верой ведет ее по жизни.
Но вернемся к «Тамлю», где авторы не солидаризируются, но рвут с традицией тамплиеров (исторической и оккультной). В разговоре с Оруженосцем Магистр отговаривает его пытаться следовать путем Ордена Тампля, и искать свой путь к спасению.
Оруженосец – хочет видеть в Магистре святого, христианского мученика, казненного за правду. Но проклятие в адрес короля и папы – разбивает его надежды, чему посвящена «Третья ария оруженосца». Герой и автор приходит к мысли, что месть и мистические проклятие против врагов – не могут быть соединены с христианством, а, следовательно, Магистр – ложный кумир для Оруженосца.
В эпилоге от лица Оруженосца и хора звучит идея отказа от поиска мистических тайн, обращение к спасению через творчество и внутреннюю духовную жизнь. Кстати, по форме вполне христианский призыв к уходу от Храма-Тамля – к «Господнему Храму».

Рок-опера обращается к тем же темам, что и «Маятник Фуко» Эко (1988), к увлечению общества конца 20 века оккультными и конспирологическими тайнами прошлых эпох, которые возводили свою историю и идеологию к тамплиерам.
Сам «Тампль» (2000) содержит достаточно явную ссылку на «Маяник» (1988 год, русский перевод 1997-го) в эпилоге, которая как бы связывает идею отказа от поиска мистических тайн и оккультных игр, каким бы тяжелы и болезненным не был уход от прошлых заблуждений.
Tags: рецензии
Subscribe

  • О вакцинации

    Очень рад, что у нас, наконец, ввели обязательную вакцинацию хотя бы для 60% работников сферы услуг. Считаю, что это стоило сделать еще в марте, не…

  • Свобода воли, инстинкты и аскетика

    Мой прошлый текст о теме свободы воли и грехе в «Матрице» вызвал у некоторых читателей вопросы, которые попытаюсь разъяснить отдельно.…

  • Христианская аскетика от "Матрицы" до Максима Грека

    Поскольку я уже упомянул о христианской идеологии в «Матрице» посвящу этому короткий текст. Тем более он выводит нас на некоторые важные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments