Никита Мендкович (mendkovich) wrote,
Никита Мендкович
mendkovich

Category:

Обртная сторона луны-2 (критические замечания)

В командировке в пустой вечер сел посмотреть пару серий "Обратной стороны луны-2" (частично в режиме промотки), и хочу поделиться мыслью почему их-таки сняли с эфира. Напомню ОБЛ - реализация в наших условиях британского сюжета "Жизнь на Марсе" о полицейском, который в погоне за маньяком внезапно провалился в прошлое, и вынужден там адаптироваться к реалиям, работать в полиции и пытаться понять, что с ним. В нашем случае - попаданец из 2011 года в тело собственного отца-милиционера (1979), который пытается разобраться с развалом семьи, милицейской работой и провалившимся вместе с ним маньяком. В общем, хорошая завязка.
Прежде всего, оговорюсь - у сериала в отличие от обычного фильма должен быть ряд особенностей, которые делают его привлекательными. Фильм должен исключительно завлечь, сериал - увлечь, т.е. удержать. Причем способность увлекать - порой компенсирует обычные киношные достоинства. Это связано и с тем, что рано или поздно уровень любого сериала начинает падать, так как постоянно держать планку слишком сложно, и аудиторию может сохранить именно увлечение.
Например, на мой взгляд культовый сериал "Криминальные умы" (в нашем прокате "Мыслить, как преступник") довольно слаб: половина актеров средние, проработка серий начинает хромать после первых нескольких выпусков, навязчивая "моралите" и развесистая клюква - наличествуют частенько. Но при этом к сериалу можно привыкнуть и "подсесть". И продолжать смотреть ради отдельных удачных серий.
Обсуждать, откуда берется увлечение тем или иным сериалом может бесконечно, скажу лишь, что оно должно проистекать из привычки к формату, сюжетной схеме, персонажам и т.п.
ОСЛ-2 при выходе на экраны было необходимо обратиться к аудитории первого сезона, которую он имел. Серии были достаточно "умными" для нашего рынка, концепция поддерживала интерес (как и исходная британская "Жизнь на Марсе"), историческая стилистика имела место, детективные сюжеты были не вполне банальными, а моменты с советскими реалиями и шутки - забавными и часто трогательными.
Второй сезон - сохранение формата полностью исключил. Изначально планировали отыграть рокировку, попадание отца - в сына и реалии современной России для советского человека, но, видимо, поняли, что идея как-то "не звучит". Поэтому вместо "советского прошлого" героя с антагонистом перекинули в альтернативный 2011-й (формальное основание - он рассказывал о будущем и смог его изменить).
В результате мы имеем не ностальгическое кино, а утопию на советском материале - единственную в мире сверхдержаву, огромный технологический прогресс, преобразившееся общество. Сюжет можно было вполне сделать интересным и привлекательным, но не пошло. Причины следующие:
1)Общий концепт плохо проработан. Космолеты, скользящие над Москвой, огромные футуристические новостройки и управление снами ("Хищные вещи века", привет) - несколько фальшиво смотрятся на фоне советских авто 1970-х, эстетики того же периода и проч. Из-за не очень качественных спецэффектов достоверность подменяется мультяшностью, от чего сериал сразу теряет аудиторию. Кроме того, на зрителя и героя новая информация о мире выливается порционно, нет четкой картины, из-за чего часть аудитории может тупо устать вникать в эту кусочки мозаики.
2)Необходимость реализовывать сюжет в связи с милицейской работой, т.е. преступностью, постоянно толкает к противоречиям - у нас то "утопия", то "уже не совсем" (иначе кого ловить?). Частично это попытка сохранить концепцию "современный опер в непуганной стране с низкой преступностью", но здесь в совокупности все эти дыры ведут к полной потери достоверности сюжета, который начинает смотреться, опять-таки как мультик. Нет, нелогичность для фильма простительна, но не когда она полностью рушит достоверность ("не верю!") и сопереживание героям. Потому что в них тупо не веришь ни на секунду.
3)Роли. По состоянию на две первых серии (дальше смотреть не стал) кажется "просевшей" игра исполнителя главной роли. Постоянно выпученные глаза и подчеркнутая растерянность начинают раздражать. В прошлом сезоне с этим тоже были проблемы, но здесь это уже совсем бросается в глаза. Уровень ролей второй плана в первом сезоне был не всегда высок, но в этом в ряде эпизодов наигрыш и фальшь глаза откровенно режут. Подчеркну, не знаю, чья здесь вина - актеров, режиссерских требований или написанных диалогов.
4)Главный герой. Он вместе с антагонистом переехал из прошлого сезона, поэтому должен держать аудиторию. Между тем, в первых сериях его существенно "опускают", несмотря на то, что персонаж уже свыкся с мыслью о том, что события с ним выходят за рамки привычного, - он паталогически не адаптивен. Герой и несет чепуху (с точки зрения мира фильма), и лезет в ситуации, где заведомо не может разобраться со своими знаниями о мире, и тупо в этом мире не пытается разобраться, изучить происходящее вокруг. Замечу, что антагонист - гораздо менее тупой. К концу второй серии он уже успел разобраться в своей биографии, общественном положении и истории мира. (Он герою все и объясняет). Нет, допустим прием, дающий зрителю чувствовать себя умнее персонажа, но - это не "Мистер Бин", это "героический" сериал (главгероя показывали достаточно умным, находчивым и даже эрудированным оперативником) с некоей фан-базой, которую такое обращение с персонажем - выбесит.
Я подозреваю, что часть недостатков дальше может объясняться сюжетно (хотя уже не очень верится), но это сериал, а не короткий фильм, который принципиально будут смотреть до конца. Сериал могут спокойно бросить, и бросают.
Tags: кино, рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment