Никита Мендкович (mendkovich) wrote,
Никита Мендкович
mendkovich

Categories:

Еще раз о внешности Иисуса

В Италии была опубликована реконструкция внешности Иисуса Христа на основе "Туринской плащеницы" - вплоть до детских лет.

К этому вопросу я уже обращался в одном из старых постов, и здесь лишь поясню некоторые моменты.
Во-первых, иконный образ Спасителя весьма сомнителен в части некоторых черт, особенно цвета кожи и формы носа, не характерных для евреев первого века. Художники явно были склонны изображать человека, схожего с жителями северного Средиземноморья, что сильно подрывает доверие к иконописной традиции.
Во-вторых, неясен ее источник. Наиболее очевидный вариант - легендарная плащеница, причем вполне возможно, что та самая, Туринская. Проблема в том, что ее датировка является весьма спорной, есть аргументы и за, и против древнего происхождения. Впрочем, лично у меня большие вопросы вызывают предполагаемые способы получения искусственного изображения на плащенице до момента его первого обнаружения. Все прочитанные мной описания причиняют страдания сове и остро напоминают о клок- или стим-панке.
В-третьих, довольно серьезные вопросы вызывают длинные волосы на плащенице, иконах и итальянской реконструкции. Как я уже писал в старом посте, в Израиле I века не было принято хиповать, и длинные волосы носили только назореи, люди, давшие особый обет и не стригущие волосы до его выполнения. Проблема в том, что назореи не могли пить вина и вообще употреблять любую виноградную продукцию, чем Иисус в земной жизни пренебрегал, однако евангелия не сохранили сведений о каких-либо спорах и конфликтах по этому вопросу.
Впрочем, есть и контраргументы. В этой связи стоит обратить внимание на недавнюю работу Б. Деревенского, который приводит доказательства в пользу того, что Иисуса при жизни называли именно "назореем", а не назорянином (по месту происхождения)*. Т.е. мог-таки носить длинные волосы и каким-то образом решать вопрос с вином (возможно в I веке требования к назореям из Книги Чисел соблюдались уже не столь точно и буквально).
*Деревенский Б. Г. Тайны евангельской истории. Санкт-Петербург: Алетейя, 2015. С. 224-232.

Впрочем, мне представляется, что вопрос о том, каково историческое зерно в иконописное традиции и есть ли оно, - еще не решен окончательно в негативном ключе, поэтому заслуживает дополнительного обсуждения.
Tags: ОПК, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments