Никита Мендкович (mendkovich) wrote,
Никита Мендкович
mendkovich

Categories:

Иисус из Назарета: ранняя хронология

В этом посте попробуем вернуться к теме изучения земной биографии Иисуса Христа, который я начал пару лет назад, но оставил, перейдя в анализу собственно учения Иисуса. Однако в данный момент логика исследования требует вновь вернуться к биографическим фактам, которые легче понять на основе анализа проповедей Христа.
Полагаю, что текст будет интересен тем читателям, которые следят за очерками по истории раннего христианства в моем блогге, а также прочим любителям истории.
В этот посте считаю необходимым решить вопрос с хронологией событий.

Дата рождения Иисуса увязана со смертью царя Ирода Великого, во всяком случае, в Евангелии от Матфея (2:2) упоминается, что Ирод был еще жив на момент рождения Иисуса.
Долгое время считалось, что Ирод Великий правил с 37 до смерти в 4 год до н.э., в соответствии с датировкой Иосифа Флавия. Это носило характер своего рода «научного компромисса». Однако со временем к этой датировки стали возникать все более и более серьезные вопросы[i]. Многие современные исследователи считают, что в пересчете дат Флавий допустил ошибку, и границы правления Ирода – несколько иные. Реально он начал править в 39-м, а умер в начале 1 года до н.э.. Здесь я не буду приводить всю обширную аргументацию датировки, а ограничусь ссылкой, но соответствующие исследования[ii].
Чтобы точнее определить дату рождения Иисуса, особо обращу внимание на следующий момент. Матфей утверждает, что царь в гневе приказал избить всех младенцев до двух лет в окрестностях Вифлеема (2:16), где и родился Иисус во время пребывания там его родителей. Многие авторы отвергают это заявление с порога, утверждая, что, раз о таком громком событии, как массовое убийство детей, не сообщают ни Флавий (ненавидевший Ирода), ни евангелисты, кроме Матфея, - то тот просто выдумал этот эпизод.
Между тем, вполне вероятно другое объяснение. Абстрагируясь о того, отдавал ли Ирод приказ об убийстве или речь о семейной или церковной легенде, можно предположить, что сам Матфей не видел в своем сообщении ничего странного. Либо он считал очевидным, что приказ не был выполнен, либо – знал, что нечто похожее реально происходило в окрестностях Вифлеема.
Обе эти гипотезы вероятны, если счесть, что Ирод умер вскоре после отдачи такого приказа. В этом случае вполне вероятно, что приказ вовсе не был выполнен, так как звучал как откровенный бред умирающего человека. Однако нужно помнить и о том, что после смерти Ирода Израиль был охвачен гражданской войной. Тот же Иосиф Флавий писал: «Иудея была полна разбойничьих шаек. Где только ни собиралась толпа недовольных, она тотчас выбирала себе царя, на общую гибель. Правда, эти цари наносили римлянам незначительный вред, зато свирепствовали среди своих собственных единоплеменников» (Иудейские древности XVII:10:8). Нельзя исключать, что в ходе гражданской войны действительно произошло какое-то массовое убийство в Вифлееме, которой Матфей ставил в вину покойному Ироду. Последнее не удивительно, ведь при жизни царь отличался крайней жестокостью.
Руководствуясь этими предположениями, можно датировать рождение Христа 3-2 годом до н.э.  
Стоит подчеркнуть, что мы не вдаемся в вопрос о предреченном рождении мессии и сознательном приказе Ирода о его убийстве во младенчестве. Матфей почти наверняка не имел источников среди ближайшего окружения Ирода Великого, хотя бы из-за того, что начинал писать более чем через 30 лет после его смерти. Однако слышать эту историю от кого-то в среде учеников Христа – он вполне мог. Жестокость умершего монарха в народе фольклоризировалась, существовала даже переданная Фаливем легенда, будто Ирод перед смертью завещал устроить перед его похоронами массовое убийство, ведь «в таком случае народ почтит его искренним горем» (Иудейские древности XVII:6)

Проверим информацию о связи смерти Ирода и рождения Иисуса с помощью других данных.
Прежде всего, существует внутреннее библейское свидетельство, связывающее рождение Иисуса с некоей переписью «в правление Квирения Сириею» (Лука 3:1). Однако общепризнанной датировки этого события не существует. Многие авторы вообще отвергают это сообщение, указывая на то, что Квириний правил Сирией позднее, после 6 года н.э., следовательно, Лука просто что-то напутал.
Да, существуют свидетельства, что Квириний был управителем Сирии дважды, причем выступал в этом качестве первый раз в промежутке между 3 и 2 г. до н.э., как раз в период, когда Август проводил масштабное статистическое обследование империи, в котором заставили участвовать вассальных правителей, включая израильского царя Ирода[iii].
Первоначально многие историки отмахивались от этого сообщения, придерживаясь датировки смерти Ирода 4-м г.. Сирийским губернатором в 4 году и ранее был другой человек, а губернаторство Квириния в 3-1 гг., как казалось, проблему датировки переписи не решало[iv]. Вообще сам вопрос о переписи Квириния долго использовался некоторыми радикальными авторами в качестве повода для нападок на Евангелие от Луки, как на источник.
Однако, как неоднократно бывало в истории библейских исследований, дальнейшее изучение вопроса лишь подтвердило информацию евангелиста. После перекрестной проверки дат Флавия и появления в 2000-е альтернативной датировки смерти Ирода, гипотеза о возможности рождения Иисуса после 4 года стала более актуальной. Боле того, интерес к биографии Квириния возрос, и в пользу его двукратного губернаторства появились новые аргументы[v].
Также есть ряд церковных датировок рождения Иисуса, использованных в работах более поздних христианских авторов. В частности, Тертуллиан во II в. упоминал, что Иисус был рожден в 41 год правления Августа и через 28 лет после смерти Клеопатры (Против евреев VIII:11). Это единогласно соответствует 2 году до н.э., не раньше октября-ноября месяца, если датировка строга. (Клеопатра умерла в августе, по разным источникам, официальное правление Августа началось в один из этих двух месяцев).
Климент Александрийский датирует рождения Христа 194 годами 1 месяц 13 дней до смерти императора Коммода (Строматы I:XXI:145). Это уже соответствует 19 ноября 3 года н.э. современного летоисчисления[vi]. (Коммод умер 31 декабря).
Видимо, в основе каждой версии лежит свое недокументированное предание, однако установить, какое из приведнных сообщений более точно – трудно. Вероятнее всего, речь должна все-таки идти о 2 годе до н.э., которым обычно датируют перепись проведенную Августом. 
Таким образом, мы довольно точно можем установить дату рождения Иисус: конец 2 или 3 года до н.э., причем датировка августом-октябрем 2-го представляется наиболее точной.

Теперь несколько слов о дальнейших датах жизни Иисуса до момента Крещения.
Иосиф с семьей, видимо, покинул Иудею вскоре после рождения Иисуса и уехал в Египет в конце 2 – начала 1 года до н.э. Возвращение семьи на родину евангелисты датируют нечетко. Матфей лишь упоминает, что перед возвращением глава семейства слышал о том, что после смерти Ирода в Иудее царствует Архелай, его наследник, поэтому побоялся туда идти  в Вифлеем и окончательно обосновался в Назарете (2:22), где ранее жила его супруга Мария (Лука 1:26).
Известно, что Архелай начал править еще в 4 году до н.э. из-за тяжелой болезни Ирода Великого, а конец его правления относится к 5 или 6 году н.э., когда он был отрешен от власти римским императором и сослан (Иудейские древности XVII:6; Иудейская война II:7:3).
Период предполагаемого возвращения семьи Иисуса в Израиль можно лишь немного сузить, помня о том, что за смертью Ирода в регионе последовала гражданская война. В ее ходе Сепфорис и его окрестности какое-то время контролировались восставшими, за что после захвата римскими войскам город был сожжен, а жители обращены в рабство (Иудейские древности XVII:10). Если бы семья Иисуса была в Назарета в это время, то о ее чудесном спасении из нового переплета наверняка упомянули бы евангелисты. Скорей, Иосиф решился вернуться в Галилею уже значительно позже окончания боев, когда регион уже начал приходить в себя после них.
События этого периода историки практически не датируют, но можно предположить, что Сепфорис, ближайший к Назарету крупный город, был взят римлянами не ранее 2 года н.э., а учитывая скорость распространения информации при доступном тогда уровне технологий, - вернуться Иосиф решился бы не ранее 3 г..
В 11 или 12-м году происходит эпизод в Иерусалиме, который семья посещала на праздники. Иисус теряется городе и через три дня родные находят его в Храме, где он участвует в обряде Бар-Мицвы (Лука 2:42-46). К этому моменту семья явно прочно живет в Назарете, но уже не боится появляться в Иудее.
Исходя из общих правил той эпохи, можно предположить, что трудовая деятельность Иисуса началась в 14-15 году, но в следующий десяток лет события его биографии, включая предполагаемую поездку в Египет, события с трудом поддаются реконструкции, не говоря уже о датировке.
Наконец, обратимся к событию, на котором мы остановились в прошлый раз – Крещению Иисуса. Лука (3:1) довольно точно датирует начало общественной деятельности Иоанна и крещения паломников при Иордане 15 годом правления Тиберия, что соответствует периоду 14 августа 28 – 14 августа 29 года, а начало служения Иисуса, следующее непосредственно за Крещением, приходилось на момент, когда ему было около 30 лет (Лука 3:23).
В указанный 28/29 году Иисусу было 28-29 лет, что, в принципе, соответствует последнему утверждению Луки. Конечно, Крещение с тем же успехом могло относиться и к 30 или 31 году, однако дальнейший анализ евангельской хронологии скорей выводит нас на Крещение именно в указанный промежуток 28-29 года, за которым последовали служение Христа в течение 3 с половиной лет и Распятие в 33 году. Подробнее мы остановимся на обосновании этих тезисов в следующих очерках, а пока лишь подведем некоторые итоги в вопросе о ранней хронологи Иисуса.

Рождение Август-октябрь 2 года до н.э.
(Вариант – 19 ноября 3-го до н.э.)
Эмиграция семьи в Египет По 1 до н.э.
Возвращение в Израиль 3-5/6 год н.э.
Посещение Храма 11/12 год
Самостоятельная поездка в Египет Между 14/15 и 28/29 годами
Крещение 28/29 год




[i]В частности, отсылаю к работе русскоязычного автора. Захарян К. Рождественская летопись. Ереван, 2007.
[ii]Steinmann A. E. When did the Great Herod Reign // Novum Testamentum, Volume 51, 2009. Gertoux G. Dating the Death of Herod // Academia (Интернет-сайт), 2013.
[iii]Schurer E. A History of the Jewish People in the Time of Jesus Christ. Edinburgh: T. & T. Clar, 1890. P. 352.
[iv]Brinale W. The Census and Quirinius: Luke 2:2 // Journal of  the Evangelical Theological Society, March 1984. P. 47.
[v]Gertoux G. Dating the two Censuses of P. Sulpicius Quirinius // Academia (Интернет-сайт), 2013.
[vi]Один из процитированных атворов считает, что эти данные выводят на сентябрь-октябрь 2 г. н. э. Gertoux G. Dating the two Censuses of P. Sulpicius Quirinius. P. 30. Я же склонен говорить о периоде август-октябрь.
Tags: ОПК, история
Subscribe

  • О вакцинации

    Очень рад, что у нас, наконец, ввели обязательную вакцинацию хотя бы для 60% работников сферы услуг. Считаю, что это стоило сделать еще в марте, не…

  • Свобода воли, инстинкты и аскетика

    Мой прошлый текст о теме свободы воли и грехе в «Матрице» вызвал у некоторых читателей вопросы, которые попытаюсь разъяснить отдельно.…

  • Христианская аскетика от "Матрицы" до Максима Грека

    Поскольку я уже упомянул о христианской идеологии в «Матрице» посвящу этому короткий текст. Тем более он выводит нас на некоторые важные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments