Никита Мендкович (mendkovich) wrote,
Никита Мендкович
mendkovich

Category:

Как выглядел Иисус Христос?

Запишу буквально пару слов и по теме земного облика Иисуса Христа.
В точности он неизвестен – изображение людей в раннем иудаизме было табуировано (собственно, оттуда запрет перешел в ислам). Поэтому при жизни портреты Иисуса не писались, этим занятием не увлекалась и ранняя христианская среда, где было довольно много этнических евреев.
Первые портреты и скульптурные изображения Иисуса, видимо, относятся к II-III вв. Изначально их изготовляли гностики, отколовшиеся от церкви, потом – эта мода проникла в массу эллинизированных христиан. К началу III века такие изображения были широко распространены и вне христианской среды, одно из них имел в своей коллекции, например, император Александр Север (Элий Лампридий Александр Север XXIX).
Однако большинство хоть как-то сохранившихся до наших дней изображений Иисуса датируются периодом не ранее III-IV вв., что заставляет сомневаться в том, что за ними стоит реальная человеческая внешность, а не фантазии позднейших художников.
Впрочем, многие специалисты убеждены, что, несмотря на различия между разными иконами, в их основе лежит общая традиция. Особенно активно попытки систематизировать сведения о ней относятся ко времени анализа «Туринской плащеницы». Наиболее известен список «знаков Виньона», перечня отличительных внешних черт, которые он находил на множестве изученных икон. (Заметим, что их же он выделял и на знаменитой "плащенице").
Перечень этих «знаков» следующий:
·         Двойная прядь волос, спадающая на лоб;
·         Длинные волосы, но неравной длины с обеих сторон;
·         U-образная отметина между бровями;
·         V-отметина на переносице;
·         Одна бровь выше другой;
·         Большие круглые глаза;
·         Отметины на обеих щеках, на правой – пониже, чем на левой;
·         Двусоставная борода;
·         Пробел в бороде под нижней губой;
·         Расширенная правая ноздря;
·         Ямочка под носом;
·         Темная отметина или морщина под нижней губой.

Неясно, откуда авторы могли брать информацию об облике. Существует масса легенд о древних портретах Иисуса: в частности, отпечатке лица, посланном Спасителем вместе с письмом эдесскому царю Абгару V (т.н. «Спас нерукотворный»), или изображении созданным Лукой по рассказам апостолов. Однако у этих рассказов нет никакой убедительной базы. Также к области легенд можно отнести поздние апокрифические описания Иисуса, подобные апокрифическому «Письму проконсула Лептула» или рассказам приводимым Никифором Калликстом.
«Лептул»: «Вид его выразителен, так что всякий, видящий его, любит его или страшится. Темно-русые, почти гладкие до ушей, а ниже вьющиеся, на концах более светлые, с огненным блеском, по плечам развевающиеся волосы, с пробором посередине головы, согласно назорейскому обычаю. Гладкое чело и безмятежно-ясное; линии носа и рта безукоризненны. Борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, меняющиеся. Страшен во гневе, ласков и тих в увещании; весел с достоинством. Как замечено, он иной раз плачет, но никогда не смеется. Держится гордо и прямо, руки и плечи его полны изящества. В беседе возвышен и краток. Прекраснейший из сынов человеческих».
Никифор Калликст: «Я опишу, внешность нашего Господа, как она передана нам от древности. Он был высок и весьма прекрасен. Рост Его составлял полных семь пядей; волосы Его были светло-коричневого цвета, не слишком густые и слегка завивающиеся в мягкие локоны. Брови Его были темны и выгнуты, и глаза Его как бы изливали из себя нежный золотой свет. Они были весьма прекрасны. Нос у Него был выдающийся; борода приятная, но не очень длинная. Волосы головы Он, напротив, носил весьма длинные, потому что ножницы никогда не касались их, как не касалась их и рука человеческая, кроме руки Его Матери, когда Она играла ими в Его детстве. Он немного был согбен, но тело Его было хорошо сложено. Цвет Его кожи походил на цвет созревшей пшеницы, а Его лицо, подобно лицу Его Матери, было скорее овальное, чем круглое, с небольшим оттенком румянца; но чрез него просиявали достоинство, разумность души, кротость и никогда ненарушимое спокойствие духа. Вообще Он очень походил на Свою Божественную и непорочную Матерь».

На основе этих описаний историк Борис Сапунов даже попытался создать фоторобот человека с использование современных средств криминалистики, хотя лично у меня получившаяся картинка вызывает большие вопросы с точки зрения соответствия источникам.

Эти описания, в принципе, близки к описанной Виньоном иконографической традиции, однако важно указать, что эти описания вступают в противоречия с рядом более древних источников.
Прежде всего, сомнителен высокий рост Христа. «Семь пядей» видимо, 180 см. – значительно превосходил средний рост израильтянина первого века, равный 150 см. Между тем, из евангелий мы помним, что Иуда получил задание поцеловать Иисуса, чтобы его могли узнать стражники (Лука 22:47 и др.). Будь Иисус столь высок, он бы выделялся среди апостолов без подобных знаков.
Также большие сомнение вызывает черта икон и приведенных описаний – длинные волосы. В Израильском обществе той поры ношение длинных волос мужчиной считалось неприличным, исключение общественные нормы делали для назареев, носителей особого обета. Однако тем, кто принял на себя назорейство, запрещалось также пить вино и касаться мертвого тела (Числа 6:4, 6), чего Иисус при жизни не соблюдал. Можно предположить, что, носи он длинные волосы и одновременно игнорируй назорейские ограничения, это вызывало бы массу вопросов и претензий фарисеев, что нашло бы отражение в евангелиях.

Однако при изучении даже наиболее ранних из известных фресок Иисус - подчеркнуто изображен длинноволосым рядом с короткостриженными апостолами.
Вероятнее всего, длинные волосы – итог ошибочного понимания кем-то из художников евангельской фразы «назореем наречется», означавшей ссылку на место рождения – город Назарет (Матфей 2:23).
Кроме того, ряд древних источников считает, что у Иисуса была довольно стандартная внешность. Об этом писал, в частности, Тертуллиан (О плоти Христа 9; Об идолопоклонстве 18) и Ориген, соглашаясь в этом факте с Цельсом (Ориген Против Цельса I:32, 69). Впрочем, тексты подразумевают, что авторы не имели каких-то точных сведений об облике Иисуса, а лишь строили догадки.

К сожалению, развитие науки дало не слишком много новой информации по обсуждаемому предмету. В связи с этим можно  упомянуть позднюю «реконструкцию» облика Иисуса, представленную в 2002 году в «Популярной механике», которая до сих пор пользуется широкой популярностью.

Однако важно понимать, что данный портрет не имеет прямого отношения к Иисусу лично. Это лишь попытка реконструировать портрет «типичного» еврея той эпохи.

Впрочем, несмотря на выше изложенное нельзя исключать, что все же сведения об облике Иисуса какое-то время сохранялись в христианской церкви и определенными стараниями их можно надеяться извлечь из источников.
Реальными источниками этих знаний об облике Иисуса могли быть:
1)Устное предание, основанное на рассказах апостолов, проживших несколько лет рядом с Христом. Вопросы христианских неофитов о том, «каков был Спаситель?», вполне вероятны, а информация из ответов на них могла передаваться вместе с другой устной традицией в христианских общинах II в.
2)«Плащеница», ткань, в которую было обернуто тело Иисуса, могла сохранить отпечаток, отображающий его облик из-за использования средств бальзамирования. Эксперименты, проводившиеся в XX веке, показали, что такое, в принципе, возможно. Если плащеница сохранилась и перевозилась после взятия Иерусалима и фактического исчезновения израильской общины христиан, то ее могли видеть позднейшие живописцы в других регионах.
Подчеркну, я не вступаю в дискуссию – сохранилась ли эта реликвия и тождественна ли ей «Туринская плащеница», так как этот вопрос достаточно сложен и неясен.

Использованы материалы:
Иисус в документах истории. Составление и комментарии Б. Г. Деревенского. Санкт-Петербург: Алетейя, 1996.
Сапунов Б. В. Земная жизнь Иисуса. Санкт-Петербург, 2002.
Manton L. Byzantine Frescoes and the Turin Shroud. Manly: The Runciman Press, 1994.
Fillon M. The real Face of Jesus // Popular Mechanics, December 7, 2002.
Tags: ОПК, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments